Испания. Толедо 16. Собор Св. Марии Толедской(Catedral Primada Santa María de Toledo). Апрель 2017 г

Nov 09, 2017 02:47

Кафедральный Собор Девы Марии, также называемый Первый Кафедральный Собор Толедо, является резиденцией архиепископа Толедо и считается одним из трех лучших готических соборов Испании. Строительство собора было начато в 1227 году, когда по указу короля Фернандо III Святого (Fernando III El Santo) 14 августа был заложен первый камень. По преданию, собор построен на месте явления Святому Ильдефонсу (в будущем ставшим покровителем города) Богородицы, где находился древний храм эпохи первого архиепископа Святого Евгения (Santo Eugenio). До Кафедрального собора во времена правления мусульман на этом месте находилась Соборная мечеть, а еще раньше вестготская церковь Санта-Мария-дель-Реаль. Проект собора был разработан архитектором Мартинером, в 1285 году руководителем строительства стал Петрус Петри. Клуатр собора строился в конце 14 веке под руководством Маэстро Родриго Альфонсо. Автором западного фасада Собора, строительство которого началось в 1418 г., является Алвар Мартинес. Завершал строительство в 1460-х годах мастер Педро де Алала. Первоначальный проект предполагал строительство классического готического трехнефного собора (наподобие великих соборов Франции: Шартрского, Реймского и Амьенского). Однако, по мере строительства проект все больше отдалялся от «чистой» готики приобретая национальные испанские черты: нарядность, элементы мавританского стиля, гармонию пропорций вместо вертикальной устремленности.

Сегодня по нашему плану мы детально осмотрим кафедральный собор. От наших апартаментв в иудейском квартале он находится в шаговой доступности.
Издали видна колокольня Кафедрального собора. Высота колокольной башни собора составляет 90 м. Колокол «Ла Горда» был изготовлен для храма в 1753 г.  и весит 17 тонн:


Собор находится на площади Аютамьенто, куда выходят также дворец архиепископа и здание мэрии города:




Главный фасад  Толедского собора обращен к площади Аютамьенто. На нем три готических портала: Ада, Прощения и Страшного Суда.  Фасад был реконструирован в 1787 году зодчим Эухенио Дуранго:


Главный портал, расположенный в центре, носит название "Пуэрта-дель-Пердон" ("Ворота прощения"), созданы в XV в. по проекту Альвара Мартинеса. В тимпане  главного портала находится рельеф «Облачение Св. Ильдефонса Богоматерью», на центральном столбе арки - статуя Христа, а по бокам - двенадцать апостолов.


Фрагмент скульптурной группы "Тайная вечеря" над центральными воротами:


Сцена вручения Богородицей Своей ризы Святому Ильдефонсу работы Хуана Алемана.:


На центральном столбе арки - статуя Иисуса Христа:


На "Воротах страшного суда"(южные)  изображена сцена "Страшного суда", давшая воротам название:


На "Воротах ада" (северные) представлен лишь растительный орнамент, поэтому их второе название -  "Ворота пальм". Я их почему-то не сняла.

Во второй половине XV века группой фламандских мастеров был оформлен «Львиный портал» («Пуэрта-де-лос-Леонес», Ворота Львов), один из самых красивых порталов собора. На украшение портала ушло 11 лет. Мастера привнесли в архитектуру собора элементы фламандского стиля. Портал львов:


Входим в собор. "Впечатление грандиозности собора особенно ощущается при входе в интерьер, поражает широта его пространственных планов, пересекающихся друг с другом. По сравнению с первоначальным планом собор был расширен до пяти нефов с трансептом без выступов по бокам. Сводчатое перекрытие собора покоится на массивных высоких разделяющих нефы столбах, окруженных колонками (до шестнадцати на одном столбе). Благодаря устойчивости нефов, то есть постепенного понижения их высот к краям, тяжесть соединений усиливает сопротивление покоящихся на них арок, что делает ненужными аркбутаны. Аркбутаны массивны лишь в восточной части собора, где, разветвляясь, они следуют поперечным аркам двойного деамбулатория, более высоким, обращенным внутрь собора, и более низким, примыкающим к его внешней стороне. Пролеты деамбулаториято четырехугольные по плану, то треугольные, таковы же и окружающие их капеллы. Среди готических арок встречаются как дань мавританскому стилю и многолопастные и подковообразные арки, придавая интерьеру собора особую экзотику" - "Толедо - старая столица Испании" - Малицкая К. М.







"Капеллы чрезвычайно разнообразны и по планам и по стилю их оформления- это и готика, и Ренессанс, и барокко (всего двадцать капелл). В них покоятся герои, принцы и прелаты Толедо. Каждая капелла обычно посвящается кому-нибудь из святых и носит его имя. Разнообразие стилей капелл произошло оттого, что они строились постепенно и даже иногда для постройки новых капелл сносились старые" - "Толедо - старая столица Испании" - Малицкая К. М.


Часовня Сен-Мартен имеет алтарь, который, как полагают, выполнен мастерами Хуаном де Боргоньа и Франсиско де Амбер. Он разделен на три панели и пять вертикальных секций. На центральной панели - Сен-Мартен-оф-Турс; Считается, что это работа Андреса Флорентино. По сторонам алтаря находятся  гробницы каноников Томаса Гонсалеса де Вильянуэва и Хуана Лопеса де Леона; их саркофаги покрыты их лежащими статуями.








Часовня Святого Евгения: уникальна в сохранении оригинальной архитектуры 13 века.




Святой Христофор:


Красива внутренняя сторона портала «Пуэрта-де-лос-Леонес», где мраморные украшения гармонично сочетают в себе мотивы поздней готики и Ренессанса. В центральной верхней части помещен элегантный медальон «Коронование Богоматери» работы Бигарни. По бокам в нишах расположены статуи Давида и Соломона, оформленные колоннами в виде канделябров. Ниже, в тимпане на светло-синем фоне изображено «Древо Есеево»:


Я заинтересовалась сюжетом «Древа Есеева» и долго искала его описание в интернете.


"Древо Иессеево" - иконографический сюжет, представляющий собой аллегорическое изображение родословия Иисуса Христа. Изображения «Древа» встречаются как в иконописном, так и в фресковом и мозаичном исполнении. Появление композиции в виде «Древа» связывают со строками из книги Исайи: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его». Из интернета: "Наиболее ранние известные изображения Родословия Христова относятся к IX веку и принадлежат западноевропейскому искусству. Этот факт позволил предположить исключительно западноевропейское происхождение композиции, однако многие исследователи считают, что этот иконографический сюжет развивался в Византии самостоятельно...
В нынешнем образе композиция появляется в 1144 году на витраже аббатства Сен-Дени. Витраж этот не сохранился, но известна его копия в Шартрском соборе (около 1450 года). Э. Маль предполагает, что автором композиции был известный строитель Сен-Дени аббат Сюжер. Впоследствии эта композиция получила широкое распространение как на латинском западе, так и на православном востоке. Развитие композиции шло в сторону как увеличения количества персонажей, так и введения новых сюжетов. На вратах Веронского собора Сан-Дзено Маджоре Среди 48-ми бронзовый рельефов, украшающих поверхность врат, есть изображение «Древа Иессеева». Здесь Иессей изображён спящим. Лоза, поднимающаяся из-за его фигуры, увенчивается изображением Иисуса Христа. В завитках лозы изображены фигуры четырёх праотцев. Изображение относится к более позднему времени, чем постройка собора, не ранее XII века.
В дельнейшем, в XIII-XIV веках эта композиция получает широкое распространение на всём православном востоке: как в Византии, так и на Балканах, а также в Грузии. Среди византийских храмов, получивших изображения «Древа Иессеева», можно назвать церковь Богородицы Мавриотиссы в Кастории (1259-1265), Святой Софии в Трапезунде (1260-1270), святых Апостолов в Фессалонике (после 1315). На Балканах - церковь Святой Троицы монастыря Сопочаны (Сербия, ок. 1265), церковь святого Ахиллия в Арилье (1296), церковь Спасителя в монастыре Жича, (Сербия, около 1220), Богородицы Левишки в Призрене (1310-1313), Вознесения монастыря Дечаны (1348-1350). В Грузии церкви в Кинцвиси (1207) и Сафаре (1-я пол. XIV в.). В этих храмах «Древо» размещено в западном объёме: на стене, в притворе или нартексе.
Своего наибольшего развития композиция достигает в XVI веке, в росписях афонских и румынских церквей. В качестве примеров можно привести трапезную лавры святого Афанасия (1512), монастыря Дохиар. В Румынии - в церкви святой Марии монастыря в Хуморе (1535), церкви великомученика Георгия в Сучаве (ок. 1532-1534), церкви Благовещенья в Молдовице (1537), великомученика Георгия в монастыре села Воронец (1547), церкви Вознесения монастыря Сучевица (ок. 1600). Число языческих философов и писателей в росписях Бачковского монастыря (Болгария), лавры святого Афанасия достигает двенадцати." - http://gospel-ru.touristgems.com/culture/4766-drevo-iesseevo/

Часто показывается, как из тела Иессея вырастает корень дерева, в его ветвях располагаются медальоны с изображениями родословной Христа . Увенчано такое дерево изображениями Спасителя и Богоматери. На данном рельефе древо "растёт" из уха Иессея.

В центре вверху - элегантный по формам медальон «Коронование богоматери», выполненный Грегорио Бигарни:






Часовня Святого Сердца.
























БЛАГОВЕЩЕНИЕ:
















Продолжение следует...

Толедо, Кафедральный собор Святой Марии, Испания

Previous post Next post
Up