Про Азию

Sep 15, 2015 11:13


(#многобукв)

Официально в Азии до этого отпуска я была три раза. Первый - на острове Хайнань в 2006-м, что на юге Китая, но это абсолютно туристическое место. Второй - с подругой в Тайланде в 2008-м, когда мы объехали все пляжные места. И третий раз - на острове Бали в 2009-м, что не есть Индонезия. То есть фактически я была только в Тайланде.

Я не могу сказать, что я прямо-таки рвалась когда-либо в Азию. Это, безусловно, интересная часть мира, но мир большой и для меня в нем все еще очень много неотмеченных мест на карте. Интерес к Азии у меня проявился только пару лет назад, когда мужа отправили в азиатскую командировку на три недели, тогда он посетил Гонг Конг, Тайвань, Сеул, Шанхай, Манилу, Сингапур и Хо Чи Син, и меня загрызла белая зависть. Это было как раз время переезда в Лондон, я открыла для себя азиатскую кухню, и мне очень хотелось попробовать все на месте.

Повод представился год назад. Как регулярные пользователи American Express British Airways, нам с мужем положены ваучеры за наши траты; суть программы проста - потрать определенную сумму денег к определенному периоду, купи один билет British Airways за мили и получи второй такой же билет бесплатно. Круто? Круто!! Так в прошлом сентябре мы забронировали места в бизнес-классе до Бангкока. Налоги и сборы столи нам столько же, сколько билеты экономом, а если нет разницы - зачем лететь 12 часов в одну сторону в три погибели?

Сказать, что мы год ждали этого отпуска - это ничего не сказать. Изначально мы думали ехать по бюджетным местам Азии типа Вьетнама и Лаоса, но обчитавшись информации о тамошних электричках и автобусах, мы все-таки решили остановиться на азиатских драконах. В результате, две недели отпуска были распланированы так: Бангкок - Гонг Конг - Сингапур - Бинтан - Куала Лумпур - Бангкок.

Чтобы не обанкротиться на перемещениях и проживаниях, мы задействовали две вещи. Во-первых, азиатские бюджетные авиакомпании - малазийскую Air Asia и сингапурскую Scoot Air. Во-вторых, отели мы старались букировать милями и прочими накопленными преимуществами карт лояльности.

Естественно, от такой программы ждешь самого лучшего. Но все получилось даже лучше. Что из всего всего вышло.


Бангкок



Бангкок - это отличное место для пересадки в Азии, где за два дня можно успеть отоспаться после длинного перелета, вкусно поесть за сущие копейки и посмотреть несколько достопримечательностей. Я не могу сказать. что Бангког как-то особенно красив или интересен, но в нем есть свой шарм. Он такой какой есть, он не старается выглядеть лучше, чем есть на самом деле, и этим подкупает. В нем намешаны люковые бренды, туристические места и местные трющобы, в нем то пахнет орхидеями, то воняет канализацией, там то чувствуешь "Азиатского Дракона”, то надоразвитую  Азию - но там это настолько органично, что не вызывает чувства диссонанса. Я бы вряд ли хотела там жить, но после четырех пересадок в Бангкоке, я все еще хочу туда вернуться.

Лучшее в Бангкоке - уличная еда. В относительно туристическом районе мы за тарелку лапши с курицей и миску том-яма (традиционного тайского супа) отдали меньше четырех фунтов. И это было вкусно так, что я чуть не сгрызла свою миску. А перед самым отлетом мы с мужем нашли уличную будку, где делали суп за 30 бат, что есть вроде 60 пенсов. И это был наивкуснейший суп!!

Мораль: будете в Бангкоке - обязательно пробуйте уличную еду. Это абсолютно безопасно для желудка, дешево для кошелька и неописуемо вкусно!!

Гонг Конг



Гонг Конг никогда не был той точкой на карте, куда я прямо-таки стремилась попасть, но муж настаивал, что это одно из мест, куда он готов был бы переехать в ближайшем будущем, поэтому я “на ура” согласилась на смотрины.

Гонг Конг - это город, который не просто цепляется за жизнь среди холмистой местности, но и хочет править миром. Когда у тебя просто нет пространства. чтобы расти вширь, и ты вынужден расти ввысь небоскребами, ты получаешь Гонг Конг во всем его великолепии, где, кажется, все делается с пометкой "чтобы было эффективно".

Если бы я могла представить брифинг их правительства много лет назад,то он выглядел бы так: “Давайте сделаем город таким, чтобы в него захотели приехать миллионы жителей планеты? Для них мы сделаем понятный, прозрачным и простой визовый режим. Мы создадим авиакомпанию, которая  будет стабильно входить в тройку лучших в мире (Cathay Pacific). Мы сохраним моменты нашей колониальной истории в виде двухэтажных трамвайчиков и автобусов, старого трамвая до Пика Виктории, откуда будет открываться захватывающий вид на всю бухту, мы сделаем удобный транспорт, мы придумаем великолепное лазерное шоу с небоскребами, которым все смогут восхищаться абсолютно бесплатно - короче, давайте сделаем этот город одним из лучших на планете?”. И ведь сделали же.

Гонг Конг восхищает. Своей борьбой за жизнь на ограниченном участке суше, своим желанием быть удобным, понятный. гостеприимным и интересным, своим величием - маленький город владеет огромным влиянием во всем мире. Одно “но”: Гонг Конг очень дорогой. Вот прямо очень. И это говорит человек, у которого размытое понятие дороговизны. Когда в первые три часа в городе мы потратили почти 100 фунтов на такси из аэропорта (местный “аэроэкспресс” на двоих стоил бы не на многим меньше), ужин и два коктейля, я задумалась, смогла бы ли я там жить.

В обозримом будущем мы с мужем рассматриваем два варианта переезда из Лондона - Азия (= Гонг Конг или Сингапур) или Австралия (=Сидней). В тот вечер лично для меня Гонг Конг, наверное, выпал из возможных вариантов, просто потому, что там дороже, чем в адски дорогом Лондоне. Я безусловно хочу вернуться туда, но жить там я вряд ли смогу, хотя город мне честно понравился. Там интересная помесь западного и восточного, когда банковский сектор с присущей ему беготней людей в костюмах живет бок-о-бок с китайскими рынками и развалами.

Отдельное спасибо Наташе И., с которой мы последний раз виделись лет семь назад на моей позапрошлой работе, но с которой мы сохранили отношения благодаря Facebook, - закупленных масок для лица мне точно хватит до последующих поездок в Азию!!

ЗЫ. Лучшее в Конг Конге - двухэтажные трамвайчики, которые называются динь-динь (ding-ding). Честное слово!! Динь-динь!!!



Сингапур



Когда два года назад муж летел в Сингапур, я тихо завидовала, хотя он не понимал почему. Ему город по рассказам бывавших и программам ТВ представлялся сфабрикованной утопией, где все слишком правильно, слишком чисто и слишком вылизано. Он тогда вернулся с впечатлением, что, наверное, все не так правильно, чисто и вылизано, но все равно сфабриковано, поэтому для него в борьбе между Гонг Конгом и Сингапуром побеждал Гонг Конг.

Но лично для меня Сингапур оставался тем местом, которое мне хотелось проверить самой. “Там жвачку нельзя выплюнуть на улицу, полиция сразу штрафует,” - это частый комментарий бывавших. Почему жвачку обязательно нужно выплевывать на улицу и почему нельзя дойти до ближайшей урны, для меня навсегда останется загадкой, но не суть. Лично я любитель порядка, поэтому мне чем чище, тем лучше.

Сингапур не оказался слишком правильным, чистым и вылизанным, но и сфабрикованности там тоже нет. В первые несколько часов он казался мне посланником 80-х или 90-х с его ухоженными, но не сверх-новыми зданиями. Все чисто, но не надраено. И я почти перестала ждать какого-то чувства к городу, но тут Сингапур начал мне открываться,

Небоскребы соседствуют с колониальными зданиями, чистый и сверх-гигиеничный Тайна-Таун уживается с дорогими ресторанами и ночными клубами, стекло и сталь нового не нарушает красоты кирпичей и дерева старого, рыночные вещи продаются через дорогу от люксовых брендов - и вся эта помесь насколько органична и естественна, что ей невольно начинаешь интересоваться.

Как маленький участок суши с 5-ю миллионами человек смог за 50 лет превратиться из обычного порта в один из самых важных городов на планете, в котором нет главенствующей религии, культуры или языка? Дети в школах учат 4 языка и растут в мульти-религиозной и мульти-культурной среде, где у всех есть равное право голоса и где ни у кого нет преимущества - ни расового, ни языкового, ни религиозного. Где все реально живут в мире друг с другом, какими бы “другими” эти другие ни были.

Сингапур - это город будущего. Далекого-далекого будущего, до которого даже развитым городам и странам очень и очень далеко. Это город со списком правил, но если ты по ним играешь - тебе обеспечена комфортная, удобная, приятная и хорошая жизнь, где ты уважаешь других и тебя уважают, где правительство создает прозрачные и удобные условия для бизнеса, где правила идут во благо всем. Уверенность, спокойствие, порядок и взаимное уважение чуть ли не разлиты в сингапурском воздухе и их чуть ли не можно есть ложками. Люди там не мусорят не потому, что можно попасть на штраф, а потому что они просто любят порядок и чистоту.

Я была поражена аэропортом Чанги. Это один из крупнейших аэропортов и пересадочных узлов в мире, но там нет спешки и хаоса, как в лондонском Heathrow, как в нью-йоркском JFK, как в гонг-конгском HKIA, как в парижском CDG. Все как-то спокойно и размеренно. На вылете пограничник упорно уговаривал меня взять больше конфет из рядом стоящей миски. “Они очень вкусные, вам понравится. Вот съедите конфету, и у вас будет отличное настроение на весь день!”. Даже итальянские пограничники не отличаются таким радушием - при том что мой конфетный пограничник, если бы нашел у меня наркотики, безоговорочно отправил бы меня на смертную казнь, Конфеты конфетами, а правила писаны для всех.

В Сингапуре хочется остаться жить.

Бинтан



(Фото не очень, потому что в Индонезии горят леса и все затянуто дымкой)

Бинтан - это фактически Подсингапурье, то есть место, куда сингапурцы ездят на выходные. В самом Сингапуре с пляжами плохо, один из крупнейших портов в мире, все-таки, зато Индонезия с ее песочными пляжами всего в часе езды на пароме.

Назвать Бинтан Индонезией - это сильно погорячиться. Это остров, где северная часть отдана отелям, я южная часть отделена экваториальными тропиками, в которых сидит индонезийская армия, которая охраняет покой отдыхающих от теоретический попыток бедных индонезийцев его какими-то плохими образами нарушить. Из этого следуют две вещи.

Первая: Бинтан - это именно что Подсингапурье. Если кому-то хочется в Индонезию, то ему точно нужно следовать мимо и летел как минимум исследовать соседний остров Ява.

Вторая: Бинтан - это абсолютно туристическое место с отелями а-ля all inclusive, где с туристов снимают не по-индонезийски много денег. Салат из простых овощей - 100 рупий (5 фунтов). Карри с морепродуктами - 200 рупий (10 фунтов). Бокал столового вина - 150 рупий (7,5 фунтов). И ладно бы все это было вкусным, но в нашем отеле Mayang Sari с его единственным восточным рестораном на завтрак, обед, полдник и ужин нас кормили весьма посредственно; вроде в еде есть специи, но все было какое-то…безвкусное. Плюс у нас было одинаковое меню на все время пребывания, поэтому в пятый и последний вечер, когда карри за предыдущие четыре ужина уже из ушей выливалось, мы решили попробовать вариацию нашего шефа на тему “бургер”. Это был второй по худшести бургер за всю мою жизнь.

Мораль: на Бинтан имеет смысл ехать на 4-5 дней максимум, когда ничегонеделание на пляже не заканчивается намыливанием веревки от скукоты и скудного питания.

Куала Лумпур



Лучшее определение Кукла Лумпуру дал муж: “Бангкок, который хочет быть похожим на Сингапур”. И это правда. Вроде интересный город, но в нем нет шарма настоящести Бангкока и тем более нет перфекционизм Сингапура. Наверное, там есть что-то еще, кроме башен-близнецов, что интересно посмотреть, но мы наши несколько часов в городе отдали ресторану, торговому центру и валянию у бассейна в отеле. И не пожалели.

Суммируя всю поездку, я могу сказать три вещи.

Во-первых, Азию точно нужно посетить, чтобы узнать, как можно жить по-другому. Я абсолютно отдаю себе отчет в том, что я увидела “азиатских драконов”, где жизнь очень сильно отличается от того, с чем имеют дело крестьяне в Китае, рыбаки на Филиппинах, торговцы и Индонезии и так далее. Но что меня поразило в увиденных людях - это отсутствие несчастья в глазах. Они могут быть не счастливы, но они не несчастливы: из тайского тук-тука вам легко может улыбнуться старушка в заштопанной одежде, а на уличном рынке Сингапура продавец вам всегда искренне скажет “здравствуйте - пожалуйста - спасибо - всего наилучшего - до свидания”.

Когда я спросила у мужа “почему?”, он ответил, что у азиатов нет западного комплекса превосходства, когда мало, что у тебя все хорошо, и обязательно нужно, чтобы у тебя было лучше, чем у окружающих. Люди просто рады тому, что имеют, и не сравнивают себя с теми, у кого чего-то может быть больше. Что-то в этом есть.

Во-вторых, Азия точно обогнала Запад по ряду вещей. Например, их бюджетные авиа-компании впереди планеты всей. AirAsia-тский слоган “Now everyone can fly” верен на все 100%: за 50 фунтов вы точно можете летать с багажом по Азии в нормальное время и из нормальных аэропортов (для сравнения: дешевый  RyanAir в Британии дешев только тогда, когда вы летите в пять утра из какого-нибудь Стендеда, до куда полуночиное такси вам обойдется во столько, что окупился бы билет на нормальную авиакомпанию из Хитроу во время работы метро). Или например, еда - в Азии есть целая культура вкусной, быстрой, сравнительно полезной и точно дешевой уличной уды, когда хорошая порция супа или лапши будет вам стоить всего-ничего. В Европе за всего-ничего вы купите разве что сэндвич.

Хотя лучшее место для еды в Азии - это мишленовская сеть ресторанов Din Tai Fung, которая делает великолепные дим самы. Просто посмотрите на это чудо, где воссоздано оптимальнейшее сочетание тонкого теста и начинки, сквозь которое можно видеть вкусности в бульоне.



Правильно дим самы / шао лон бао есть так: в миске смешать соевый соус и рисовый уксус, добавить туда тонко-тонко нарезанный имбирь, обмакнуть дим-сам в этот соус, положить в специальную ложку, китайской палочкой сделать в нем небольшую дырку, положить куда чуть-чуть имбиря, а сверху добавить немного пасты чили. Это абсолютно божественное сочетание вкусов, консистенций и ароматов. В Din Tai Fung вкусно ВСЕ!! Но если бы я могла выбрать только одну позицю в меню, это были бы шао лон бао со свининой и трюфелем.

В-третьих, мы живем в прекрасное время, товарищи, Нет, я не имею ввиду кризис и прочие дела. Но задумайтесь - в каждую секунду в мире сотни самолетов разносят сотни пассажиров в сотни мест по всему миру со скоростью в сотни километров в час. Сама техническая возможность перемещаться по миру, открывать новые места, пробовать новые блюда, встречать новых людей - это прекрасно. Да, это требует денег и времени, но я, рожденная в СССР, до сих пор каждую возможность сесть в самолет и отправиться смотреть мир воспринимаю как подарок судьбы. Кстати, знали ли вы, что в Boeing-777 есть система подавления порывов ветра, которая делает пролеты в зонах турбулентности более комфортными? Хотя лично я все еще предпочитаю алкоголь в зонах турбулентности.

Не знаю, куда мы поедем в следующий отпуск, но этот точно был, пожалуй, лучшим в жизни.

азия, гонг конг, сингпапур, бангкок, бинтан, din tai fung, отпуск, куала лумпур

Previous post Next post
Up