Ну что, друзья мои, я тут недавно обещала небольшой рассказик о своем родном городе. Вот дать такое обещание было очень легко. “Лен, с тебя небольшой рассказ…» «А, да запросто…» А потом…
А потом оказалось, что даже про такой маленький и сравнительно молодой город, как наш Барнаул, есть что рассказать. И проблема-то как раз в том, как этот рассказ сделать небольшим, но емким, и чтобы при этом у вас сложилось именно то впечатление о городе, которое хотелось бы создать и которого он, честное слово, заслуживает.
Вообще-то, вот
ЗДЕСЬ есть вся информация о нашем городе, и изложена она так, как мне никогда не рассказать. Но я понимаю, что придя с работы и сев на пару часов за комп, вы вряд ли полезете в википедию читать про Барнаул. И так же я понимаю, что в ваших планах на отдых в будущем году, Барнаул будет последним местом, куда бы вы захотели поехать.
И вот такую картинку я могу себе представить, но только чтобы посмеяться вместе с вами. «Дорогой (-ая), а мы куда поедем в отпуск на будущий год? В Баден-Баден, или на Пальма-де-Майорку?» «Нет-нет, что ты! Мы поедем в Барнаул!» «Ура! Ты просто читаешь мои мысли!» Н-да. Хотя, если когда-нибудь у нас на Алтае все-таки устроят игорную зону, может быть, так и будет.
Но если это и будет, то еще очень не скоро. А пока, чтобы не терять время даром, я начну вам понемногу рассказывать о том городе, где когда-нибудь ваши дети или внуки будут выигрывать, ну, или проигрывать целые состояния.
И начну я свой рассказ, конечно же, издалека.
Помните, я вам тут как-то писала про речку Барнаулку? И у меня там была такая фраза, что мол, прежде чем прибежать в город она долго петляет по лесу. Так вот, ничего подобного. На самом деле это не она прибегает в город, а город был основан в устье реки Барнаулки, в том самом месте, где она впадает в Обь.
Произошло это в 1730 году. Именно в этом году Акинфий Демидов решил строить здесь меде-сереброплавильный завод. Надо сказать, у Акинфия Демидова всегда все получалось, получилось и на этот раз. До середины XIX века на Барнаульском сереброплавильном заводе выплавляли 90 % всего российского серебра.
Заводские корпуса поднимались один за другим. Руду возили со Змеиногорского и Салаирского рудников, далековато, конечно, но все же местоположение завода считалось очень удачным - и река, и лес рядом. Ну, а вокруг завода строился и разрастался поселок, который в скором времени и стал городом Барнаулом.
В конце позапрошлого века серебро и медь закончились. Завод на какое-то время был закрыт, но в первые же годы советской власти там разместили лесопильное производство. Во время войны на базе этого лесопильного завода стала работать эвакуированная из Гомеля спичечная фабрика.
Чего только не выпускалось на заводах и фабриках нашего города в недалеком прошлом, но именно барнаульские спички сделали его известным на просторах бывшего союза. «Барнаул? А-а, это там где спички делают!» Да. С одной стороны - обидно, а с другой - ну, вот такая визитная карточка, все же лучше чем никакой.
В лихие девяностые спичечная фабрика боролась за свое существование, как могла. Говорят, закупали какое-то японское оборудование, чтобы коробочка была картонная и головки у спичек разноцветные. Потом пытались делать большие коробки для хозяйственных нужд. Но не получилось, и фабрика приказала долго жить.
А вот что осталось в наши дни от некогда, в прямом смысле этого слова, градообразующего предприятия - Демидовского сереброплавильного завода.
Это здание было построено первым. Поначалу именно здесь располагалось заводоуправление, и жил сам А. Демидов.
Сереброплавильный завод А.Демидова, первый литейный цех.
Постройка времен А.Демидова.
Все, что осталось.
А вот так эти постройки выглядят на гравюре 1850 года
смотреть здесь.