Когда слава старца, архимандрита Гавриила, разнеслась настолько, что он стал получать по две тысячи писем в неделю, тогда он стал всерьёз и со всё растущим беспокойством задумываться об этой славе. Раньше он не давал пути таким мыслям. Смиренно и скрупулёзно старался он отвечать всем - хотя бы по несколько строк, хотя бы слал благословение. На это требовалось по 8-9 часов в день. Остальное время занимали богослужения в монастыре и келейная молитва. Плюс два часа перед обедом он принимал посетителей. На сон оставалось 5-6 часов.
Но теперь он думал: «Что есть эта слава? - Очевидная иллюзия и, кроме того, соблазн. Диавол старается меня уничтожить большими числами, против которых человек немощен, а пожалуй, и вовсе бессилен. Мы телом своим поставлены в узкие физические границы, и нам следует принимать эти границы как должное. Диавол же предлагал Христу: «Бросься с кровли Храма. Доверься ангелам - те подхватят тебя и понесут на крыльях». Христос отверг это. А мне диавол предлагает: «Ответь на тысячу писем. Доверься ангелам: те спрессуют твоё время, и ты полетишь в своих письмах - напишешь тысячу и не заметишь, как пройдёт лишь мгновение».
- Нет, - думал архимандрит Гавриил, - так нельзя. Я положу утверждение в Боге, и буду каждое утро извлекать из мешка двадцать писем, не глядя, - те, которые Богу угодно будет мне дать. И на них буду писать ответы. А остальные буду складывать и хранить. Для чего - не знаю, и не моё дело это знать. Но уничтожать их, не прочтя, всё равно нельзя…
- Да и что означает моя слава? - думал старец далее. - Слава эта делается диаволом и, как всякое деяние диавола, есть пародия. И я вижу, что бóльшая часть писем - каждые семьдесят из ста - содержат не серьёзные христианские вопросы, а лишь просьбы женщин снять порчу с них самих или с их детей или с внуков, - порчу, которую якобы навела на них какая-нибудь зловредная соседка. Ответ на такие письма может быть лишь один. Здесь не нужно дарований Духа Святаго, которыми, по мнению этих женщин, я столь богат. Здесь достаточно автоматической программы, которая через Интернет будет множить одно и то же письмо: «Молись и кайся. Кайся в том, что ты свою соседку считаешь колдуньей, в то время как настоящей колдуньей являешься ты сама, коль скоро ты своей соседке приписываешь такие намерения и навыки»…
Прошёл год с тех пор как архимандрит Гавриил начал отвечать на двадцать писем в день. Остальные, не получившие ответа, хранились в картонных коробках и загромоздили келью уже настолько, что ему трудно стало придумать, куда поместить очередную коробку. Сначала он надеялся было, что, не получая ответов, люди станут меньше писать. Этого не случилось. Количество писем всё равно росло, хоть и медленней.
Однажды старец с помощью келейника переставлял коробки, чтобы уплотнить их и выгородить немного места для новой. Вдруг одна ветхая коробка развалилась у него в руках, письма пластами рухнули на пол и разлетелись по келье. Старец взглянул на них - и вдруг его пронзила жалость, «ибо они были, как овцы, не имеющие пастыря» - гурт белых конвертов с курчавящимся руном буковок…
Старец нагнулся, ласково взял одно письмо, поглядел на штемпель. Получено было пять месяцев назад. Он распечатал его, сел за стол и надел очки.
«Батюшка! Отец Гавриил!
Помогите мне, иначе я скоро погибну!
Ко мне ночью приходит женщина, стоит у моей кровати и смотрит на меня. И ничего не говорит. Я её спрашиваю: «Ну что ты пришла? Что тебе от меня нужно?» Она молчит. Раньше она приходила редко - в месяц раз. Теперь приходит почти через день. Я каждый вечер, когда ложусь спать, дрожу от страха - придёт она или не придёт. Я хожу в церковь, хотя и редко. Сейчас стал чаще ходить. Я говорил священнику, он отнёсся очень серьёзно, приходил ко мне домой и окропил квартиру святой водой. Также он сказал, что мне необходимо исповедоваться и причаститься. Я сделал это, но это не помогло - она всё равно приходит и стоит несколько часов. Потом поворачивается и молча уходит. А я ещё долго после этого не могу заснуть. Эта женщина не умершая, она живёт в нашем городе Жуковском, хоть и далеко от меня. Я ездил к ней и умолял не приходить, оставить меня в покое. Она рассердилась. «Ты выдумываешь! У тебя бред! Очень мне нужно к тебе приходить! Я и не вспоминала о тебе давным-давно!»
Вы вправе спросить: «Было ли у меня что-нибудь с этой женщиной?» Отвечу Вам честно: «Да, было, тридцать лет назад». Но я тогда уже был женат. Сейчас мне 63 года. Моя жена умерла. Я даже думал, что у этой женщины ребёнок от меня, дочка, предлагал ей материальную помощь, но она это отрицала, даже посмеялась надо мной. Я видел эту дочку несколько раз, когда она ещё была маленькой. Мне казалось, что она совсем на меня не похожа, хотя судить, конечно, трудно. Теперь она давно уже вышла замуж и живёт в другом городе. В каком - не знаю.
Я продолжаю ходить в церковь. Но очень надеюсь на Вас, отец Гавриил, мне сказали, что Вы очень помогаете людям. Может быть, Вы дадите мне совет, что мне делать. Или помолитесь за меня. Моё имя Михаил.
Священник также сказал, что нужно молиться за эту женщину. Я это выполняю и, когда бываю в церкви, подаю за неё записки. Её имя Татьяна».
http://www.cirkolimp-tv.ru/articles/393/rasskaz-baitov