Осип Мончаловский. ЛИТЕРАТУРНОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ УКРАИНОФИЛЬСТВО (1898). VII Мы видЪли выше, какъ началось украинофильское движеніе, кто усердствовалъ въ пропагандЪ малорусскаго сепаратизма и какъ, наконецъ, онъ выродился въ партію съ политическими стремленіями. Если г. Маковей называетъ галицкихъ сторонниковъ единства русскаго народа „ренегатами", то Томашъ Падура, члены украинской школы польскихъ писателей, „генералъ" змартвыхвстанцевъ Семененко, эмигрантъ Стахурскій-СвЪнцицкій и цЪлая толпа нынЪшнихъ польскихъ политиковъ въ ГаличинЪ, поддерживающихъ украинофильскую партію, вполнЪ заслужили на то, чтобы г. Маковей назвалъ ихъ „русско-украинскими" патріотами. Посмотримъ, однако, теперь на литературную сторону украинофильства, составляющую основаніе мнимой самостоятельности малорусскаго народа.
Осип Мончаловский. ЛИТЕРАТУРНОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ УКРАИНОФИЛЬСТВО (1898). VIII Исторія русской литературы начинается съ времени введенія христіанства на Руси. Въ концЪ X вЪка, при содЪйствіи великаго князя кіевскаго, Владиміра, вся Русь была окрещена прибывшимъ изъ Византіи греческимъ духовенствомъ. ВмЪстЪ съ духовенствомъ прибыли изъ Греціи зодчіе для постройки первыхъ храмовъ въ новоокрещенной землЪ, живописцы для написанія первыхъ иконъ и другіе искусные художники и мастера, которымъ предстояло украсить русскія церкви. Образцы иконъ, облаченій и церковной утвари принесены были духовенствомъ изъ Византіи. Но драгоцЪннЪе всего были книги священнаго писанія, принесенныя греческимъ духовенствомъ, не на греческомъ и латинскомъ языкахъ, чуждыхъ русскому народу, а на языкЪ родственнаго ему славянскаго, племени. Такимъ образомъ вмЪстЪ съ введеніемъ христіанства на Руси положены были и первыя прочныя основы русской грамотности и письменности и сдЪланы были первые шаги иа пути просвЪщенія и развитія русской литературы. А такъ какъ все это происходило въ KieвЪ, то ясно, что зародышъ просвЪщенія и русской словесности появился впервые въ КіевЪ, въ Южной или Малой Руси.