Астрахань -1838. Часть 2. Храмы.

Mar 18, 2011 22:43

Начало здесь.
Итак, на рисунке братьев Чернецовых изображена Астрахань 1838 года.



Обратите внимание, как удачно выбрано художниками место для работы (недалеко от слияния Варвациевского канала и Кутума), и сколько местных достопримечательностей попадает в их поле зрения с этой точки. Возможно, помогли знающие астраханцы - непросто так сноровисто сориентироваться приезжим в незнакомом городе. Приблизительное место расположения художников я отметила на карте зелёной звёздочкой:





Канал делает резкий поворот влево, и перед зрителем предстает центральная часть города (посад, или Белый город) со стороны Варвациевского канала.

Известно, что Чернецовы старались передавать точно и достоверно свидетельства своей эпохи, так что мы в свою очередь можем постараться что-то узнать на картине. Это не так просто осуществить с домовыми строениями (большинство из них давно перестроено), зато храмовые сооружения значительно дольше сохраняют и свой внешний вид, и память о себе. На них и будем ориентироваться.

У меня получился следующий список:



Легко узнаваем Римско-католический костел с правой стороны рисунка. С тех пор он практически не изменил внешний вид:



С левого краю - Армянский собор Петра и Павла. Хотя он был разрушен в советские годы, но мы знаем, как он выглядел, благодаря старым фотографиям:



Троицкая церковь тоже не сохранилась, но расположенный рядом мост до сих пор называется Троицким; Троицкая улица, в начале которой располагался храм, ныне переименована в Псковскую.
Троицкая церковь:


Между Армянским Петропавловским собором и Троицкой церковью мной предположительно обозначена Петропавловская церковь (не сохранилась). Она находилась где-то в районе площади Шаумяна и выглядела следующим образом:


Правее Петропавловской церкви - башня. Вероятнее всего, это Крымская башня кремля.

Без всяких сомнений можно узнать Успенский собор (сохранился) в кремле и Пречистенскую колокольню архитектора Луиджи Руска. Колокольня сейчас другая, т.к. эта дала крен и была разобрана в 1899 году.
Слева от Успенского собора - Архиерейский дом (сохранился), и даже можно разглядеть соединяющий его с собором переход с башенкой. Переход к настоящему времени не сохранился, но про него и про эту башенку нам любят напоминать краеведы. Сохранились фотосвидетельства и колокольни Руска, и перехода (фото 1894 г):




Правее колокольни в поле зрения попадает Входо-Иерусалимская церковь (не сохранилась) - такой острый шпиль был на её колокольне:



А это фото Входо-Иерусалимского храма можно назвать прощальным:



Надо сказать, что точно на уровне с Входо-Иерусалимской (точнее, перед ней - по отношению к художникам) должна располагаться Знаменская церковь. Но выглядела в то время она скромно, не так помпезно, как перестроенная пятиглавая на известных нам фотографиях. Новая Знаменская частично сохранилась (без барабанов и колокольни), в настоящее время в ней располагается хлебозавод (на ул.Ленина).
Возможно на рисунке маленький барабанчик с главкой относится к старой Знаменской, но не уверена.

Хорошо узнаваема церковь Рождества Богородицы (снесена), которая считается первым астраханским храмом. Располагалась на пересечении ул.Советской и ул.Коммунистической на месте скверика Пушкина. Во время пребывания здесь Чернецовых, эта церковь являлась храмом Каспийской флотилии.



Церковь Николы Гостинного (несохранившаяся), что размещалась ранее на месте центрального универсама, при выбранном угле зрения должна была быть видна рядышком с храмом Рождества Богородицы с левой стороны. Там я её и отметила, хотя без особой уверенности. А выглядел храм так:




Справа от Рождественского храма - большой приземистый купол, скорее всего это виднеется храм Преображения Господня Спасо-Преображенского монастыря, которому принадлежала и знаменитая ныне в Астрахани шатровая башня (на пересечении ул.Коммунистической и ул.Эспланадной). Храм не сохранился. Выглядел он так:



Ещё правее, рядом с преображенским куполом, вероятно, Смоленская церковь (несохранившаяся). У этой церкви была необычная архитектура - пирамидальными уступами. Находилась она на пересечении ул.Эспланадной и ул.Шелгунова - по этой причине ул.Шелгунова носила ранее название Смоленской.


А далее - Благовещенский женский монастырь, частично сохранившийся и поныне. Но по причине отсутствия у меня изображений этой обители во времена Чернецовых, а также нечеткости изображения на рисунке, все подписи сопровождаются вопросительным знаком.

К примеру, монастырская башня-колокольня (ныне разрушена), известная нам по дореволюционным открыткам, была построена значительно позже да к тому же на прикупленном у города участке. А как выглядела предыдущая и где располагалась, я не разобралась.

Часовня Николая Чудотворца:


В настоящее время она восстановлена, действующая:



Иоанно-Богословская церковь (снесена):


Главный же храм обители, церковь Благовещенья с приделом Параскевы Пятницы (в наши дни тоже уже отсутвтвующий), с выбранной художниками позиции закрывается Армянским Успенским собором. Только слева от Николаевской часовни проглядывает одна из его башенок с изящным куполом. На фото начала 20 века справа от колокольни - церковь Благовещенья, а слева - храм Иоанна Богослова:


Вид Армянского Успенского собора (не сохранен), который находился на месте нынешнего хачкара супротив женского монастыря, тоже озадачивает. Hа рисунке он должен быть в указанном мной месте, но на предреволюционных открытках выглядит несколько не так, как у Чернецовых:



Чтобы собор перестраивался во временном промежутке от 1838 года до момента запечатления на приведенном фото, такой информации я не нашла. Возможно, на рисунке перед этим храмом располагается ещё и дом. В общем, остались сомнения, и поставлен вопрос рядом с названием.

И наконец - Крестовоздвиженская церковь. На рисунке Чернецовых она едва видна из-за барабана Католического Костела.
Церковь находилась в том месте, где сейчас поставлен крест-памятник Кириллу и Мефодию.


Дома, что на фото справа, сохранились до наших дней, и по ним легко соориентироваться, где и как стояла церковь. Сравните с современным видом:



Зная это, можно довольно точно определить место работы художников: надо просто совместить Римско-католический костел с воображаемой Крестовоздвиженской церковью и берегом Варвациевского канала.
Ещё фото с храмом Воздвижения Креста Господня:




На этом фото справа от собора - Иоанно-Богословская и Благовещенская церкви женского монастыря, за храмом прячется католический костел (виден только центральный барабан с куполом), а далее - Армянский собор Петра и Павла.

храмы, Астрахань, братья Чернецовы

Previous post Next post
Up