История Богов, ч.2

Feb 21, 2011 16:01




Итак, на аттике здания по Эспланадной, 11 (построено в 1894 году) астраханцы имеют возможность лицезреть скульптурную композицию «Ника». К сожалению, я не смогла найти в краеведческих источниках об этом произведении вообще ничего. Поэтому попытаюсь изложить своё мнение о том, что оно собой символизирует, а ваше дело - согласиться или нет с моей точкой зрения.



Опираясь на описание петербургской «Ники», будем считать, что действующие лица те же: Богиня Победы Ника, Бог Морей Нептун и Бог Путешествий и Торговли Меркурий.

Вот та штука, здорово напоминающая баклажан, что в руке у Нептуна, скорее всего, является бутоном лилии.




Лилия - один из любимейших символов человечества, приобретший за свою длинную историю множество значений (философских, языческих, религиозных, геральдическое…). В том числе, как растение водное, лилия в данном случае может указывать принадлежность персонажа к водной стихии. Кроме того лилия - так называемый «флёр-де-лис» (от франц. fleur de lys - цветок лилии) - является символом королевской власти, т.е. единовластия.



Обратите внимание, что верх купола, у основания которого размещается скульптура, также украшен цепочкой-орнаментом из «флёр-де-лисов».




Важнейшая деталь всей скульптурной композиции - паровоз, который обнимает Меркурий.




Для осмысления происходящего перенесемся в конец ХIХ века. В это время в России активно развиваются железные дороги, разительно меняя жизнь. Общество бурно и с восторгом приветствует чудо транспортного прогресса: паровозу посвящают стихи, музыку, картины, песни… К примеру, один из известнейших шедевров той эпохи - «Попутная песня» Глинки на стихи Кукольника:

image Click to view



Меркурий - это бог высоких скоростей. У него были крылатые сандалии, крылатая шапка, крылатый жезл (кадуцей), и, как сообщают нам мифы, он переносился со скоростью мысли. Он был посланником Богов, охранителем и покровителем путей и путников, сопровождал души умерших в царство мертвых Аид, а также приносил прибыль в торговле и давал богатство.

Летящий Меркурий Джованни ди Болонья:




Логическая связка Меркурий-паровоз напрашивалась в основном по трем причинам:
во-первых, в то время никакой транспорт не мог сравниться с паровозом по скорости;
во-вторых, поезда всё больше становились основным средством передвижения для путешествующих;
в-третьих, торговля получила возможность благодаря железной дороге вести дела с большей прибылью.
Исходя из этого, становится понятно, почему назывался «Меркурием» первый паровоз, курсировавший в Москве ещё в 1841 году (пока только для потешных прогулок), и почему символом железнодорожников стало колесо с крылышками, наподобие тех, что присутствуют на всех атрибутах греко-римского Бога.




Той же теме посвящен и известный в Одессе «Меркурий на паровозе», уютно устроившийся на крыше Пассажа:



А как вам железнодорожные колёса, нанизанные на стрелу (наподобие буддийских монет счастья на ниточке), украшающие наличники некоторых астраханских домов постройки того времени?




Железнодорожный транспорт начинает стремительно обгонять водный, до той поры очень долго остававшийся в единоличных лидерах.

Именно это и отображено в скульптуре. Ника послана Богами Олимпа, чтобы увенчать лаврами победителя Меркурия, пересевшего на паровоз. Нептун с надеждой смотрит на Богиню, но ушло время его единовластия и первенства, и венок вот-вот опустится на голову соперника.

Органично дополняет весь этот ансамбль флюгер, венчающий купол: стрела, также символизирующая скорость, и раздутый парус, означающий попутный ветер.




В комплексе, очевидно, у композиции более общий смысл: она олицетворяла стремительное движение вперед, неудержимый технический прогресс и развитие.




Надо отметить, что в Астрахани на момент постройки здания ещё не было железной дороги, но строительство уже активно обсуждалось, и многие чаянья астраханцы возлагали на её появление.

скульптура, Астрахань

Previous post Next post
Up