Я с большим уважением и искренней симпатией отношусь к этим
девушкам.
Безнадежно пыталась на них хоть как-нибудь на них повлиять... Ну, чтобы силы свои молодые на дело тратили, а не впустую. Ненавязчиво чем-то очень дорогим мне с ними делилась...
Когда их арестовали в последний день 2010 года, я приложила немало сил к тому, чтобы о них широко узнали. И позже охотно поддерживала их информационно, когда у себя в регионе что-то у них на протестных акциях случалось.Помочь им пыталась, чем умела.
Однако же, увы.. Ничем засевшую в них озлобленность мне смягчить не удалось. Проклятый дух революционности, разрушения и отчуждения... Лесков об этом неплохо писал.
Ну и пришлось написать вот эту статью:
http://grani.ru/blogs/free/entries/198463.html Пусть только не обижаются на меня и знают, что написала я все это, любя. Чужим и незнакомым людям я бы и возражать на эти темы не стала, да и вообще не стала бы читать.
Но Наде и Тане я ответила потому, что отношусь к ним с симпатией. И очень надеюсь, что они хоть как-то еще вразумятся, хоть полемика - не лучший способ повлиять на человека.
Грустно будет, если они сгорят, как бумажные солдатики. Хотелось бы все-таки, чтобы такие силы шли на созидание, а не сгорали просто так, на ветряных мельницах.
Ведь для созидания, в особенности - гражданского созидания так не хватает сейчас сил, так людей не хватает.
Да, вот отрывки текста, которые я из статьи для "Граней" исключила:
Самое грустное, что видела я 31 мая на Триумфальной - это не ОМОНовцы в шлемах, не полицаи в бронежилетах. А это отдельные слишком серьезные и слишком хмурые выражения лиц, которых явно не радовала атмосфера улыбок, мира и доброжелательности среди людей, пришедших сюда просто так, просто потому, что они - свободные и мирные граждане.
Да, кто-то 31-го выходит на стратегию, а кто-то и просто так выходит. Просто потому, что невозможно дома сидеть, когда знаешь, что где-то в твоем городе власти сегодня совершают произвол. У каждого своя стратегия. Моя стратегия, например - это дом построить, дерево посадить, дите вырастить. А на Триумфальной у меня не стратегия, у меня там детство прошло. Это - моя площадь. Я дошкольницей была, когда спрашивала у деда: а что это за люди собрались там, у памятника Маяковскому? Запомнилось - много у памятника людей, а вот чтобы милиции рядом было много - этого не помню.
И что же - мне дома сидеть, когда сегодня реальные оккупанты в шлемах бесчинствуют на моей площади? А вот «профессионал» считает, что, приходя на площадь моего детства, я - «провокатор, который вмешался в честную войну, ради детского любопытства или из подлости зашел на полигон».
Нет уж, не надо в моем городе никаких полигонов.
...............
Как-то в один из первых дней протестного лагеря у Абая я встретила знакомую, которая давно уже занимается коррекционной педагогикой с больными детьми. С точки зрения уважаемых революционеров она, наверное, обыватель. Однако же без таких людей не стоит город. Ее повседневный подвиг терпения, труда и любви ни с какими подвигами пламенных революционеров в сравнение не идет. Она консультирует родителей иной раз до поздней ночи и времени ни на что постороннее у нее нет. Но она вышла на Чистые пруды с белой лентой - потому, что сочла нужным сделать это.
Вот таких бы побольше на акциях мирного протеста. Тогда и общество станет лучше, и климат теплее. Если власть мешает людям мирно жить и созидать, спокойно возделывать землю. то мирным людям естественно заявлять свое «нет» войнам, неправосудным арестам и пыткам, лжи и беззаконию. Побольше бы их - мирных созидателей. И поменьше «подпольщиков» и «радикалов» - тех, кто выходит с хмурым и пасмурным видом, кто исполнен воинственности, оправдывает насильственные методы борьбы, страдает неутоленной жаждой лидерства и разрушения.
У нас, может быть, есть надежда на то, что эта власть рухнет под грузом собственной тупости и глупости, но у нас крайне мало надежд на то, что взамен ей наверху окажутся многим более адекватные люди.
И потому нам необходимы навыки построения гражданского общества, способного требовать от любой власти жить по законам добра и мира. Того гражданского общества, которое никакой партии и никаким «профессионалам» не даст навязывать свою волю людям свободным и мирным.