Спросите, какое сооружение в Праге олицетворяет Чехию лично для меня, и я отвечу, что это не Пражский град и не Староместская ратуша, хотя в их значении никто и не сомневается. Для меня Чехия - это, прежде всего, общество, а символ чешского общества - Национальный театр.
В середине XIX века, когда появились первые планы по строительству театра такого уровня, Чехия входила в состав Австро-Венгрии и не была самостоятельным государством. Конечно, театры в городе были, но представления в них давались на немецком языке. В это время становятся все более популярными идеи об экономической и политической независимости Чехии. Новый театр должен был стать символом этой независимости и самобытности чешского народа. Однако оставался открытым вопрос о том, на какие деньги его построить? Выход нашелся - пожертвования.
В 1860-62 году денег было собрано уже достаточно для того, чтобы начать работу. Купили земельный участок на берегу Влтавы. Но тут разгорелись споры о том, стоит ли начинать строительство прямо сейчас, пока еще не вся сумма собрана, или подождать, пока не наберется достаточно для оплаты всей работы. Компромиссом стала постройка временного театра. Его здание сохранилось до сих пор (ничто не бывает таким постоянным, как временное :) ), и сейчас в нем находится администрация театра.
Одновременно был объявлен конкурс на лучший проект театра. Его выиграл архитектор Йозеф Зитек (Житек), который окончил академию изобразительных искусств в Вене и много времени провел в Италии. Влияние итальянской архитектуры было заметно и в этом проекте: Зитек предложил построить его в стиле северо-итальянского неоренессанса.
Наконец, в 1868 году был заложен первый камень в фундамент здания. Сейчас на подземном этаже есть зал, где можно увидеть первые камни фундамента с высеченными на них именами людей или названиями городов, сделавших значительный пожертвования. Есть среди них, например, чешская община в Чикаго.
Вторая волна споров поднялась, когда обсуждался вопрос о дате открытия театра. В то время женился наследный принц Рудольф Габсбургский, и был предложен план торжественно открыть театр в тот день, когда молодожены приедут в Прагу в рамках своего путешествия по землям империи. Однако этот план встретил серьезный отпор, так как многие полагали, что Австро-Венгерский принц не имеет ничего общего с театром чешского народа. Но все-таки, был принят первоначальный план.
На этом стенде изображены первые афиши, вырезки из газет, сообщавших об открытии нового театра. А также видно изображение театра, охваченного пламенем. Это, пожалуй, самая грустная страница в его истории. Вскоре после открытия в 1881 году театр был снова закрыт для проведения последних работ. При работе на крыше строители использовали горячие угли, которые, по всей видимости, не были погашены полностью. Угли разгорелись, вспыхнула крыша, вслед за ней леса, которыми было опутано все здание. Противопожарный металлический занавес не смогли опустить, так как он был зафиксирован из-за продолжавшихся работ. Злосчастные случайности так и способствовали этому пожару. В тот день пражская пожарная часть всем составом находилась за городом на похоронах своего коллеги. А когда пожарные приехали, то напор воды из-за аварии на ближайшей водонапорной башне оказался очень слабым. В общем, театр сгорел.
Для Зитка это оказалось тяжелым ударом, и он отошел от работы над театром. Строительством занялся его ученик и соратник Йозеф Шульц, вместе с которым Зитек работал над еще одним замечательным зданием - концертным залом Рудольфинум. Театр был вновь открыт в 1883 году.
Вестибюль театра пережил пожар, хоть и был сильно поврежден. Сейчас на полу точная копия той плитки, которая здесь лежала в конце XIX века.
Центральный гардероб был устроен значительно позже, уже в XX веке. Люстры, что на потолке, проектировались в 70-х годах.
А всего в театре около 40 видов самых различных люстр и светильников. Многие из них - оригиналы со времен открытия театра.
У этого коридора на первом этаже любопытное название - Кулуарный.
Кресла были разработаны специально для этого театра. Они очень удобные, а под каждым креслом - решетка вентиляции.
Ложа приматора, то есть мэра Праги.
Напротив президентская ложа. Жаль, что ни туда, ни сюда не пускают.
На этой фотографии видно, что президентская ложа расположена сбоку, как и приматорская. И так было с самого начала с императорской. Объясняется это тем, что по замыслу архитектора самые лучшие места должны быть у того, благодаря кому и для кого театр строился, то есть у народа.
От взгляда на потолок, как и положено, перехватывает дыхание.
Его украшают изображения Лирики, Эпики, Танца, Мимики, Музыки, Живописи, Скульптуры и Архитектуры.
Занавес - одно из главных украшений этого театра. На занавесе изображено строительство античного театра. Люди, от знатных дам до последнего нищего, отдают или украшения, или деньги на строительство театра. Этот занавес настолько нравился зрителям, что его опускали не только перед началом представления, но и в антракте.
Надпись: народ себе.
Коридор на втором этаже.
Фойе второго этажа.
На мой взгляд, по своей красоте это фойе на первом месте в театре. Потолок фойе украшает триптих, изображающий упадок, воскрешение и золотой век искусства.
Чешский лев - символ чешской государственности.
Фойе третьего этажа.
Здесь потолок украшен оригинальными окнами.
Здесь же небольшой выставочный зал.
На такую экскурсию по Национальному театру можно попасть, воспользовавшись услугами
Пражской информационной службы.