Искусство цвета. Иттен - Контраст по цвету (часть 2).

Jul 15, 2013 01:24

Контраст - это когда, существуют четко выраженные различия. Когда эти различия достигают своего предела, мы говорим о диаметральном или полярном контрасте. Так, противопоставления большой - маленький, белый - черный, теплый - холодный в своих крайних проявлениях представляют собой полярные контрасты. Наши органы чувств функционируют только посредством сравнений.
Впечатления от цвета могут быть усилены или ослаблены с помощью других контрастных цветов.
Существует семь типов цветовых контрастов:
1. Контраст по цвету.
2. Контраст светлого и темного.
3. Контраст холодного и теплого.
4. Контраст дополнительных цветов.
5. Симультанный контраст.
6. Контраст по насыщенности.
7. Контраст по площади цветовых пятен.
Каждый вид контрастных проявлений имеет свой характерный способ воздействия цвета. Они настолько различны по своим основам, что каждый из них должен быть изучен отдельно. Каждый из контрастов по своему особому характеру и художественной значимости, зрительному, экспрессивному и конструктивному действию столь своеобразен и единствен в своем роде, что благодаря им мы можем открыть для себя все основные художественные возможности цвета.

1.Контраст по цвету.
Это самый простой контраст из всех семи. Он не предъявляет больших требований к цветовому видению, потому что его можно продемонстрировать с помощью всех чистых цветов в их предельной насыщенности.


Рис.1

На рис.1 контраст из трех основных цветов. И даже глаз обычного обывателя воспринимая этот контраст увидит пестроту, силу и решительность.


Рис.2

Если мы посмотрим на рис.2 то увидим, что этот цветовой контраст слабее чем на рис.1. Почему? Потому что, здесь присутствуют цвета второго ряда - зеленый, оранжевый, фиолетовый..., а воздействие цветов третьего порядка еще менее явно


Рис.3

На рис.3 цветовой контраст еще слабее чем на рис.2 и все потому что, интенсивность контраста по цвету всегда уменьшается по мере того, как выбранные нами цвета удаляются от основных трех.

С помощью осветления или затемнения выбранных цветов можно получить безграничное количество сочетаний. Так же, надо упомянуть про черные и белые цвета... Дело в том, что если добавить белый цвет - то он ослабляет прилегающие к нему цвета и они как бы теряют силу.(см рис.4) А если добавить черного цвета - то здесь происходит обратное действие, цвета усиливаются и они светлеют. Черный и белые цвета являются важными элементами цветовых композиций.


Рис.4

С помощью контрастов можно передать цветовую напряженность, подчеркнуть качество главного цвета, усилить общую выразительность работы, экспрессию и т.д. Так же можно прекрасно передать живописные темы. Этот контраст дает ощущение особой пестроты жизни, порожденной стихийной силой.



«Коронация Марии» Е. Шаронтона, XV век, Вильнев-лез-Авиньон

Чистые цвета первого и второго порядка вызывают в нас ощущение первородных космически-светоносных сил и жизнеутверждающей материальности, это мы можем прочувствовать через картину «Коронация Марии". Или например через реалистичный натюрморт современного американского художника Stanley Maxwell Brice



Современный американский художник Stanley Maxwell Brice

Колоссальнейшее количество примеров можно найти контрасты по цвету в народном творчестве разных стран:







Здесь мы наблюдаем радость, живость, благость и жизнеутверждение









а какие по контрасту народные костюмы...







в них мы читаем естественную радость, которую передают нам яркость красок







Контраст по цвету очень часто можно наблюдать в витражах особенно ранних, где его стихийная сила берет верх над пластическими формами архитектуры.

Очень яркие и завораживающие:















Средневековые рукописи украшали миниатюрами. И в них мы тоже можем наблюдать контраст по цвету используемый в разных вариантах, особенно в целях создания радостного декоративного многоцветия.



Братья Лимбург. Январь
Великолепный часослов герцога Беррийского.
1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи.



Братья Лимбург. Декабрь
Великолепный часослов герцога Беррийского.
1410-1490-е гг. Музей Конде, Шантийи

Стефан Лохнер, Фра Анжелико, Боттичелли и другие художники строили свои картины, используя прежде всего принцип контраста по цвету.



Положение во гроб, 1495-1500, Мюнхен, Старая Пиникотека

В картине Боттичели "Положение во гроб" контраст по цвету, на котором построена картина - показывает захватывающее величие этой сцены. Ее общее цветовое решение символизирует космически-значимое мгновение этого мирового события.



Маттиас Грюневальд. Воскресение Христа (Изенхеймский алтарь) (1512-1516). Кольмap. Музей Унтерлинден.

Самый замечательный пример проявления смыслового начала в контрастном соотношении является работа Грюневальда "Воскрешение Христа", здесь возникает явное ощущение некой всеобъемлющей вселенской выразительности.

Из всего перечисленного в этой главе можно сделать вывод, что выразительные возможности контраста по цвету колоссальны. С его помощью можно выразить такие сильные чувства, как глубокое горе, всеобъемлющую радость, бурное веселье, трагедию, страсть, земную первородность и космическую универсальность.

Контраст по цвету в своих работах часто использовали такие современные художники как Матисс, Мондриан, Пикассо, Кандинский, Леже и Миро. Особенно в этом приеме отличался Матисс.



Матисс "Музыка"



Матисс "Радость жизни"



Пикассо "Сон"



Пикассо



Пикассо



Пикассо "Авиньонские девицы"



Кандинский "Гора"



Кандинский "Пейзаж"



Кандинский "Импровизация №6"

Художники группы "Синий всадник" - Кандинский, Франц Марк и Август Маке в ранние периоды творчества работали почти исключительно на контрасте по цвету.

искусство

Previous post Next post
Up