Станиславский

Jan 17, 2013 11:21

    Николай Троицкий в своем блоге  написал восторженную статью о К.С. Станиславском к 150-летию со дня рождения. Называет Станиславского гениальным актером и создателем профессии режисера. При этом заявляет, что переубедить его в этом невозможно. Я не буду переубеждать Троицкого, с религиозными чувствами трудно спорить. Но, поскольку, значительную часть своей прошлой жизни я был связан с   театром, то просто выскажу свое мнение относительно Константина Сергеевича.
    Какой он был актер - точно не скажу. При советской власти из него сделали икону и найти объективную оценку его игры было практически невозможно. Тут и там попадались следы иронии, намеки и какие-то кривоватые ухмылки а парт. Объективно судить невозможно, субъективно - думаю, что для той пор он был неплох. Высок, красив, хороший голос и пластика. На общем фоне той поры, скорее всего, был очень неплох.
   Режиссура. Создателем профессии режиссера он не был точно. Режиссерская школа уже к тому времени сложилась во Франции, Англии и Германии. Станиславский учился режиссуре у Макса Рейнхардта, он это никогда не скрывал и ничего нового к школе Рейнхардта не добавил. Создание реалистического театра не было его заслугой.
   Организатором театры он был в основном финансовым, т.е. деньги на содержание давал. Станиславский был из очень богатой купеческой семьи. А настоящим организатором и режиссером этого театра был Немирович-Данченко, имевший к тому времени большой опыт и имя.
   И самое основное: я с полной ответственностью могу сказать, такой штуки, как актерская система Станиславского не существует. Мы с женой, театроведом по профессии, не один год отдали поиску этой системы и не нашли. Книга "Работа актера над собой" никакой системы не дает. Когда мы пытались найти ответы на эти вопросы у наших учителей, они старались уйти от этой темы. Станиславский был иконой и табу для обсуждения. Заявление Троицкого о том, что его система прижилась во всем мире, в частности в США, неверны. Единственным представителем русской театральной школы,  который оказал серьезное влияние на театр в США,  был Михаил Чехов. Вот он-то и создал реально работающую теорию актерского мастерства.  Так же, как и Бертольт Брехт.
    Станиславский сделал огромное дело для популяризации театра и поднятия его престижа. Но с другой стороны,  он затормозил развитие театра в СССР на долгие-долгие годы. Все, что было не по Станиславскому, запрещалось и уничтожалось. Лично Станиславский в этом не был виноват, так же, как Горький не был виноват в появлении соцреализма, но он хорошо вписался в идеологическую политику Сталина. Покойся с миром, Константин Сергеевич.

Всякое

Previous post Next post
Up