Верхневолжье 2016. Часть 3. Усадьбы Тверской области

Aug 05, 2016 09:12


Дома косые, двухэтажные,
И тут же рига, скотный двор,
Где у корыта гуси важные
Ведут немолчный разговор.

В садах настурции и розаны,
В прудах зацветших караси,
- Усадьбы старые разбросаны
По всей таинственной Руси.
Н. Гумилев "Старые усадьбы"

Продолжим.
     Мы покинули Торжок в несколько растрепаных чувствах и направились к Старице, тем самым углубляясь в Тверскую землю. Эта часть маршрута так же приготовила нам несколько красивых путевых точек. Чем дальше от больших городов мы удалялись, тем меньше машин становилось на дорогах, тем больше ощущалось удаление от цивилизации. С трудом верилось, что в тем времена, когда по этой дороге ехал Пушкин, жизнь тут кипела, сновали телеги с сеном и другими деревенскими грузами, мчались верхом на лошадях, шли пешие, а сейчас несколько машин пролетает и снова наступает тишина, нарушаемая щебетом птиц и шелестом травы.





Первой путевой точкой у нас была усадьба Грузины, расположена она на дороге от Торжка в Берново и Старицу. Так как вокруг усадьбы все заросло травой и сорняками в человеческий рост, то мы довольствовались видом главного здания усадьбы только с одной стороны. Пышное в прошлом поместье переживает период полного упадка. Замысел пейзажного парка почти не читается, хитроумная гидросистема нарушена, входившие в неё пруды затянуло бурой тиной, помпезный дворец - в удручающем состоянии.

Село Кузнечково с 1740-х гг. перешло во владение к видному царедворцу, директору придворной певческой капеллы - Марку Фёдоровичу Полторацкому. С возведением храма (1740-1746) иконы Грузинской Божьей Матери Кузнечково стало именоваться Грузинами. Тогда же Растрелли возвёл здесь дворцовый комплекс. Следующий именитый зодчий, приглашённый для обустройства поместья - В.П. Стасов, соорудил флигеля, и объединил их с домом закрытыми галереями. В его планы так же входила реконструкция дворца, но они так и не осуществились. Ещё один гений блеснул изрядным умением в Грузинах - горбатый каменный мостик на входе в усадьбу создан Н.А. Львовым. Ничем не скрепленные массивные глыбы нависают над водой, напоминая по форме арку. При строительстве моста речное русло отвели в сторону и, насыпав песок, подгоняли друг к другу камни. Потом реку снова вернули в прежнее ложе, и песок был вымыт водой. Получился висячий мост. Парк был украшен системой прудов, каждый из которых посредине имел остров, беседки и ажурные мостики.


И под этим мостом искали тролля, но снова пусто. Вместо него тут течет река Жаленка.


В 1750-ом имение переходит к Агафоклее Шишковой (в замужестве Полторацкой). Её муж - Марк Полторацкий - один из крупнейших помещиков России. Начало строительства усадьбы относят к 1754 году, с возведения храма. В усадебный комплекс входили: главный дом, церковь, винокуренный завод, ветряная мельница, система ключевых прудов и множество хозпостроек. Второй период строительства усадьбы - начало XIX века, ведётся уже по проекту известного архитектора В. П. Стасова. К 1830 году усадьба достигает своего расцвета: выстраиваются ещё заводы, мельницы и она приобретает облик предпринимательского хозяйства и уже не является постоянной резиденцией Полторацких.

В конце прошлого века (никогда не думал, что буду такое писать) говорят, тут еще теплилась жизнь, а сейчас - запустение и разруха.


Посетивший в 1842 году усадьбу Владимир Алексеевич Полторацкий вспоминал: «Усадьба поражала своей громадностью. Дом по масштабам и отделке мог бы называться дворцом. Кроме огромной с хорами залы и знаменитой внизу галереи, в его трёх этажах и двух смежных флигелях было около 120 комнат… Конный двор вмещал до 250 лошадей. Скотный двор из жжёного кирпича… вмещал в себе до 600 штук рогатого скота… В таких же размерах обширные риги, оранжереи, теплицы, грунты, мастерские и проч. Церковь во имя Грузинской Божией Матери напоминала скорее собор… Кроме того, там находился еще каменный винокуренный завод… Наконец, в довершение полноты усадьбы, перед господским домом сад с роскошными цветниками, а за ним парк на 25 десятинах земли с рекой, прудами, островами, мостиками, беседками, статуями и бесчисленными затеями…»


В конце 50-х годов XIX века Полторацкие продают усадьбу Молчановым. А строительство железной дороги подрывает усадебное хозяйство, т. к. река утрачивает транспортную функцию и сбыт хозпродукции становится нерентабельным. Тогда и были снесены заводские постройки и мельницы, а имение распродаётся участками. Сегодня от бывшего имения Полторацких сохранился огромный, словно дворец, усадебный дом, два усадебных флигеля связанные с главным домом крытыми галереями, флигель хоздвора, валунный мост и кирпичные крестьянские дома.


В 1919 году в бывшей дворянской усадьбе открыта сельскохозяйственная школа-коммуна второй ступени. Позднее школа была преобразована в Грузинский сельхозтехникум, который просуществовал 2 года. В 1936 году в усадебном доме открыт Дом инвалидов. В 1930-е годы построен льнозавод. К настоящему времени усадьба представляет собой стены, с частично обвалившимися перекрытиями и сохранившимися напластованиями разных эпох жизни - внутренняя лепнина соседствует с забитыми досками арочными сводами больших залов, отделке многих комнат покрытая слоями штукатурки и "веселенькой" синей или зеленой краской.


По дороге встретили старую водонапорную башню, одиноко возвышающуюся на околице какого-то небольшого села, а на плоской верхушке металлического бака, квартируются вот такие красавцы. Вообще в этот день аистов на нашем пути попадалось, на удивление, много.


Рядом с деревней Берново, раскинувшейся на берегу реки Тьмы, находится большой усадебный комплекс Берново. Исторически Берново было пограничным пунктом, принадлежавшим боярам Берновым, между землями Тверского и Новгородского княжества, через который пролегал торговый путь. В Смутное время Берново вступило в опричнину, в начале 17 века передано стольнику Калитину, а затем перешло бригадиру Вульфу, у потомка которого в гостях и бывал А.С. Пушкин. В имении Вульфов воспитывалась Анна Керн.


Уже в наше время, в 1971м году, в помещении усадьбы был открыт музей А.С. Пушкина. Так же сохранились регулярный и пейзажные парки, родовое кладбище. Усадьба Берново стала одной из основных точек экскурсионного маршрута связанного с путешествием Пушкина по Тверской земле - Пушкинское кольцо Верхневолжья. Со дня открытия музея, ежегодно, в первое воскресенье июня, в Берново проводится Пушкинский праздник поэзии.


В парке сохранились насаждения 18 в. В центре парка - круглый пруд, который окружают расположенные симметрично аллеи и живописные холмы с интересными названиями: "Зверинец" и "Парнас". На горке «Парнас» спиральной дорожкой, которая обсажена акациями, любил отдыхать А.С. Пушкин.


Музей Пушкина сначала размещался в небольшом деревянном здании на территории усадьбы. В 1976 г. его перевели в главный усадебный дом. В экспозиции музея представлены портреты членов семьи Вульф, копии рисунков и писем поэта, книги, альбомы уездных барышень и др. В 1971 г. у главного усадебного дома был установлен памятник Пушкину (скульптор И. Рукавишников).


В 1917 г. в имении разместилась коммуна. В 1935 г. в главном усадебном открыли школу. Во время войны здание сильно пострадало. После войны с 1951 по 1974 гг. здание было восстановлено, и в нем снова разместилась школа. В 1966 г. в Берново приезжала художница В.Д. Бубнова с сестрой Анной Дмитриевной Оно (урожденной Вульф). Воспоминания Бубновой о своих детских и юношеских годах в имении послужили основой для ее очерков «Село Берново» и «Мой «Вишневый сад».


По информации из интернета, на первом этаже представлена экспозиция по произведениям поэта, созданным на Тверской земле. На втором - восстановлена обстановка провинциального дворянского дома: гостиные, столовая, кабинет хозяина, танцевальный зал. Среди залов - пушкинская комната, где останавливался поэт. В залах мебель, книги, документы, портреты, музыкальные инструменты пушкинской поры. Мы честно пытались туда попасть, но вместо того, чтобы сразу направится в усадебный дом, мы для начала сделали кружок по парку, а когда прибыли к входным дверям, то узнали что опоздали - последние посетители могут войти в 17 часов, а стрелки часов показывали 17:20.


В Берново Пушкин проводил время в обществе старых друзей, отдыхал от суеты столичной жизни, черпал вдохновение и работал в осенние месяцы. Здесь он написал свои стихотворные произведения: «Цветок», «Анчар», «Роман в письмах», «Зимнее утро», отдельные фрагменты «Евгения Онегина». В Берново Пушкиным был также найден сюжет для драмы «Русалка". Поэту поведали историю любви барского камердинера и дочери мельника. Когда молодого барина отдали в солдаты, его возлюбленная утопилась в отчаянии за мельничной плотиной в омуте. Пушкину даже показали омут, где это произошло. Это место также запечатлел в своей картине «У омута» И. Левитан.


Дорога Торжок-Старица, после Берново, делает достаточно большой крюк на запад, уводя нас от Старицы, находящейся юго-восточнее. Поэтому мы решили, что нужно немного размять подвеску и колеса, ведь мы давненько не съезжали с асфальта. Для этих целей нашли небольшую срезочку, украшенную бродом, которая и должна была нас вывести через село Красное к Старице и нашему конечному пункту на сегодня.


Проезд через пампасы прошел как-то мимо камеры. Все в целом было проезжаемо, но по дорожке нас поджидало несколько засадных мест, которые, в случае более сырой погоды, могли доставить некоторые трудности.


Кругом поля клевера, тишина и красота. Стоит заглушить тарахтение мотора, когда кругом остается только тишина, и кажется, что остался один на всем белом свете.


Полевое разнотравье. Одним из развлечений в дороге для нас стал сбор различных полевых цветов, из которых потом хорошо делать разные настойки и чаи.


Проезжая очередное бескрайнее поле приметили аиста, степенно вышагивающего туда-сюда. Подивились его красоте, сделали пару кадров и отправились дальше.


Преодолев полосу леса выкатили к еще одному полю, на котором обнаружились еще аисты. Что удивило - "ухом не повели" при нашем приближении, не смотря на достаточно близкое расстояние между нами.


Потом по пути мы проезжали еще несколько полей на которых также "паслись" аисты и постепенно добрались к нашей следющей путевой точке - селу Красное. Со второй половины XVIII века владельцем усадьбы в селе Красное Старицкого уезда стал М. Ф. Полторацкий, который решил взамен старой деревянной церкви построить новую, скопированную со знаменитой Чесменской церкви, сооружённой в 1777-1780 годах по повелению Екатерины II архитектором Ю. М. Фельтеном близ Петербурга. Строительство храма осуществлялось попечением и иждивением А. А. Полторацкой на протяжении пяти лет, и было закончено в 1790 году.


В начале ноября 1827 г с. Красное посетил А. С. Пушкин и не мог не видеть легкий и изящный по своим формам, как творения самого поэта, храм. Впоследствии, в 1829 г., А.П. Полторацкий принес в дар церкви ризу. Высота церкви составляет немногим более 24 м., ширина и длина - 20 м. Согласно описи 1848 г., церковь каменная, крестообразно-круглая, готического вида, длины и ширины по 10 саж.


Из той-же описи: "Стены как изнутри, так снаружи оштукатурены и окрашены, снаружи по гладким местам, желтою краскою, а цоколь, пилястры стен, три фигурных каменных карниза, на церкви глава, башни и столбы отбелены, изнутри стены окрашены по гладким местам голубою, а пилястры стен и по местам белою красками с лепною на арках и кумполе работою. Крыльца с трех сторон не были крыты. Стены храма не были расписаны. Полы деревянные, деревянную солею отделяла решетка, решеткой были обнесены и клиросы. При отсутствии отдельной колокольни 4 медных колокола весом 812, 267, 20 и 17 кг, литых в Москве, висели на «двух поверх церкви западной и северной башнях»". Сейчас-же церковь выкрашена в полном соответствии с прообразом в красный цвет.


При входе в церковь над двумя витыми колоннами помещаются изображения ангелов - одного с трубой, апокалиптическим символом, а другого - с крестом в руках и над ними - пирамиды высотой 120 см. Построенная «с большим вкусом», как отмечал автор начала века, она имела «очень красивый внутренний вид».


Как-то, пару лет назад, мы уже бывали в селе Красное, и еще тогда нас поразила такая красота, находящаяся в глубинке. Удивительно было отмахать множество километров не самых хороших дорог, чтобы среди обычной деревни увидеть готические барабанчики из которых состоит здание храма, украшенное поясами барельефов и разряженное белыми вертикальными полосами-бордюрами.


К сожалению, внутрь мы не попали. Немного отдышавшись, собрались с мыслями и двинулись в путь к Старице.


Продолжение будет скоро тут!

Спасибо за внимание!

Путешествие "Тверское Верхневолжье 2016":
     Часть 1. Тверецкий бечевник
     Часть 2. Окрестности Торжка

В заметке использованы материалы:
    - сайта Храма Преображения Господня в селе Красное.
    - сайта ВОтпуск.Ru, статья "Усадьба Берново"

верхневолжье 2016, тверская область

Previous post Next post
Up