Оригинал взят у
arigato в
Сад мховК ранним дзэнским садам относится сад Сайходзи, в оформление которого огромный вклад внес Мусо Кокуси. Полностью переделав пейзажный сад, монах-художник создал обширный сад мхов, который расположился на двух уровнях.
Сразу стоит отметить, что эти две части достаточно контрастны, относительно своих компонентов и размещения, но именно это и делает эту достопримечательность Японии привлекательной в глазах туристов.
Нижняя часть предназначалась непосредственно для сада мхов и пруда, а верхняя - для сухого пейзажа (сада), который в настоящее время был перестроен и, к сожалению, утратил свою специфику.
Как утверждают японские исследователи, в этом саду выделяются две основные силы природы ян и инь, которые издавна являются олицетворением позитивного и негативного начала. Они выражают единство, постоянность и непрерывность движения.
Больше своего внимания художник уделял именно верхнему саду. Так появился символический трехуровневый каскад, придающий ощущение некой суровости природы.
Роль гор, сжимающих стремительный поток, была отведена покрытым лишайником мощным камням, один из которых, что расположен у края каскада, называют камнем созерцания. Такое название он получил благодаря Асикагу Есимицу - правителю Японии (XIVвек), который очень любил, сидя на нем, наслаждаться пейзажами сада.
Сегодня ознакомиться с прекрасными композициями сада можно во время прогулки по проложенной через сад дороге. Это, кстати, принудительный маршрут, который является залогом сохранности тщательно оберегаемого здесь бархатного ковра мхов, который покрывает не только землю, но и стволы деревьев, камни и даже основу у пруда, очертания которого напоминают китайский иероглиф «синь».
Скалы-островки, напоминающие корабли, плывущие к райским островам, разделяют поверхность пруда. Такое зрелище всегда заставляет посетителей Сайходзи остановиться на минуту и не только полюбоваться этими пейзажами, но и ощутить необычайный свет, процеживающийся сквозь листву и впитывающийся в изумрудную или буроватую поверхность мхов, обогащая, таким образом, ее фактуру.