sumoid в
А нужно ли нам ИХ покаяние?ПЛАТОН БЕСЕДИН: По трагедии в Одессе необходим не только суд, но и покаяние
Годовщина трагедии в Одессе. И год, прошедший с тех пор, был самим жутким в истории постсоветской Украины. С гражданской войной, потерей территории и населения, преследования и расстрелами несогласных.
Слепящая тьма - вот как бы я охарактеризовал это смутное время. Собственно, так называется роман Артура Кестлера - о тоталитарной матрице «красного режима». Самое время перечитать его. Как и Оруэлла, Хаксли, Кафку, Достоевского, Солженицына, Шаламова, многих из тех, кто старался понять, описать, как государство превращается в антигуманистическую волевыжималку, в дьявольскую мельницу, чьи отполированные жернова перемалывают души, судьбы, жизни людей.
Всё началось, конечно, раньше - с расстрелов «Небесной сотни», с сожжения «Беркута» на Евромайдане. Вечная память им. Или перемотать дальше - до жестокого бездарного разгона Евромайдана в ночь с 29 на 30 ноября.
Но Одесса стала точкой невозврата, чертой, за которой разверзлась бездна, куда скидывались жертвы во имя Молоха и Вельзевула. И те, кто сейчас бьётся в окопах и блиндажах Донбасса, оказались там - и с той, и с другой стороны - во многом из-за событий в одесском Доме профсоюзов. Не смогли быть в стороне, когда творилось такое.
Ведь дело не только в самой трагедии, в её мизантропической механике (хотя и в ней, безусловно, тоже), но, прежде всего, в реакции на неё.
Они аплодировали, когда горел лагерь сепаратистов на Куликовом поле, в прямом эфире, на всю страну. Они замолчали реальное число жертв. Они отказали погибшим в праве быть одесситами, солгав, что те граждане России и Приднестровья. Они так и не провели должного расследования, не покарали виновных. Но хуже всего - они постарались сделать всё, чтобы трагедия забылась.
Этого, конечно же, не случится. Память жива. Как и боль. Эта рана не затянулась и не затянется. Станет кровоточить. Но попытки уничтожить память есть: и если вся улица Институтская в Киеве превращена в мемориал памяти по жертвам Небесной сотни (ладанки, кресты, цветы, фотографии), то у Дома Профсоюзов в Одессе - лишь стенд, который постоянно стараются ликвидировать. Одних помнят, канонизируют, других - стараются замолчать, забыть. И это показательнее многих слов и действий.
Украина хочет вычеркнуть из своей истории трагические события в Одессе. И это ещё большее преступление, чем то, что произошло 2 мая в Доме профсоюзов. Потому что тот, кто не помнит ошибок прошлого, обречён повторять их снова и снова. Собственно, это и происходит сейчас в Украине.
Нет расследования. Нет напоминаний. Наоборот - всяческие попытки блокировать воспоминания по убитым в Одессе. Сегодня, когда в город стягиваются колонны бронетехники, тысячи солдат и подразделения спецназа. Совесть хотят упрятать в «Железную Деву».
Можно думать о причинах случившегося в Одессе разное: от «Порошенко - убийца» до «это сделали ФСБ». Но почему нет ни одного внятного заявления, почему лишь стена молчания и ничего больше? Значит, есть, что скрывать, есть, что прятать. И, безусловно, есть, чего стыдиться.
Ведь по событиям в Одессе нужен не просто суд, кара, но и общее покаяние. Если Украина хочет сохранить свою целостность и душу.