За что боролись...

Aug 14, 2012 15:50

В тунисском Петрограде - колыбели революции городе Сиди-бу-Саиде, с самосожжения в котором обычного торговца Буазизи началась Арабская весна, вновь неспокойно. Мало того - события начинают выходить из-под контроля уже новых властей. Полиция вновь разгоняет демонстрантов, которые выступают точно с такими же лозунгами, что и полтора года назад. Разве что теперь они выступают не против президента Бен Али, а против победившей исламистской партии "Ан-Нахда".

Можно, конечно, позлорадствовать по поводу "за что боролись", но тунисский опыт выглядит слишком показательным, чтобы не попытаться его обобщить. Особенно если учесть, что примерно та же ситуация - только более круто - заваривается в гораздо более важной стране региона - Египте.

Исламисты пришли к власти в Тунисе под лозунгами социальной справедливости, борьбы с диктатом бессменного президента - в общем, за все хорошее против всего плохого. Однако ни экономических, ни социальных рецептов для лечения больной страны они не смогли предложить. Мало того - стоящий за спиной "Ан-Нахды" и не занимающий никаких официальных постов её лидер Рашид Ганнуши всё чаще сравнивается со свергнутым президентом Бен Али - и не в лучшую сторону.Такое же авторитарное управление вполне послушной и подконтрольной партией, насаждение одной точки зрения, проталкивание популистских решений, вымывающих последние деньги из казны - и все это на фоне  лозунгов о возврате к исламским нормам жизни, существенного сокращения туристического потока и прочих признаков надвигающегося экономического краха.

Фактически власть упала в руки тем, кто громче всех крикнул во время революции. Что делать с этой властью, исламисты Туниса имели и продолжают иметь весьма смутное понятие. Поэтому вся энергия тратится на борьбу с соратниками по революции и остатками кадров прежнего режима. Это как раз и является наилучшим показателем того, что власть понятия не имеет, что она должна делать в конструктивном ключе.

Примерно такая же картина наблюдаетя и в Египте. Перед победившими братьями-мусульманами есть два принципиально разных пути - пойти по тунисскому пути и развернуть бескомпромиссную борьбу вначале с деятелями прежнего режима, затем, естественно, с разного рода попутчиками, примазавшимися к революции - разными либералами, националистами, западниками, салафитами, затем с недовольными вообще. Нехватки последних ощущаться не будет - во время борьбы некогда заниматься будничной и насущной деятельностью, потому недовольные будут всегда и в избытке.

Второй путь - реформы. Тяжелые, возможно, крайне непопулярные - однако реформы, которые позволят выйти из того тяжелейшего экономического положения, в котором находится Египет еще со времен Мубарака и усугубившегося за революционные полтора года.

Однако для этого нужна политическая воля и команда. За разборками с военными пока не очень понятно, что именно за команду собирает президент Мурси. Назначенный премьером Хишам Кандиль в начале августа опубликовал состав кабинета министров, заявив что никаких партийных предпочтений у него нет, единственный критерий при назначении - профессионализм. Однако главное - программа правительства. Какова она будет и какие задачи будут поставлены перед ним - вот, собственно, главный вопрос на сейчас.

Выбор для Египта прост - либо революция продолжается, либо выход из катастрофы.

Египет, Тунис

Previous post Next post
Up