В Стамбуле прошла вторая встреча "Друзей Сирии", в которой приняли участие представители более 70 стран. В отличие от первой встречи никаких эксцессов с хлопаньем дверями не произошло. На встрече приняты очень важные решения, которые будут оказывать влияние на обстановку вокруг Сирии в ближайшее полугодие, а возможно, и на более далёкую перспективу.
Принято решение о признании СНС единственным органом, который может представлять сирийский народ. Здесь важно то, что это решение в итоге поддержали Катар и Саудовская Аравия, которые категорически поддерживали Сирийскую освободительную (иначе - свободную) армию СОА (SFA). Тонкость в том, что СОА постепенно насыщается исламистскими элементами, а СНС пока по крайней мере позиционирует себя в роли светского органа.
Катар и Саудовская Аравия заявили, что продолжат финансирование структур СОА.
Признание СНС означает, что СОА рассматривается Западом как боевое крыло политической структуры СНС - а это в свою очередь означает, что всё финансирование пойдет именно через СНС. Полковник Риад Асад, руководитель СОА, будет вынужден координировать свою деятельность с генералом аш-Шейхом, главой Военного совета СНС. Вряд ли это произойдет безболезненно, так что серьёзные противоречия между разными структурами оппозиции пока будет оставаться головной болью их спонсоров.
Тем не менее согласованное решение о признании СНС даёт возможность "друзьям" начать широкомасштабную финансовую поддержку оппозиции, а также её техническое снабжение. Очевидно, что будет решаться основная и самая болезненная проблема мятежников - централизованное снабжение их оружием, средствами связи и боеприпасами. Скорее всего, оружие будет советских стандартов, так как гораздо более привычно для мятежников, да и склады сирийской армии заполнены именно им, а значит, возможно использование трофейных боеприпасов. Видимо, сейчас пойдут сообщения о закупках стрелкового оружия и боеприпасов к нему в Восточной Европе, на Украине, Румынии.
Возникает вопрос о средствах связи. Они должны с одной стороны быть максимально недоступны для средств технического контроля со стороны Сирии и (возможно) российских средств технического обнаружения, с другой стороны - контролироваться НАТО для он-лайнового сопровождения боевиков и получения реальной оперативной обстановки. Трудно сказать, какое решение здесь будет найдено - но средства связи боевикам нужны как воздух.
Наконец, принято решение о массированной гуманитарной помощи сирийскому населению, что, безусловно, будет служить как прикрытием снабжения боевиков, так и целям разведки, а также одним из инструментов давления на власти Сирии.
Решения, принятые в Стамбуле, не говорят об интервенции несмотря на жесткую позицию монархий Залива. Видимо, Запад осознал бесперспективность быстрого решения сирийской проблемы и готовится к более вдумчивой и долговременной стратегии. Тем не менее ни о каком признании поражения или даже временном отступлении речь не идет. Цель остаётся прежней - расшатывание обстановки в Сирии и ставка на разжигание гражданской войны.