Парадокс ситуации заключается в том, что мощная и весьма обеспеченная ресурсами - финансовыми, людскими, административными, лоббистскими и так далее - структура Газпрома совершенно беспомощна в области внешней разведки. В области стратегического прогнозирования.
Никак иначе не объяснить регулярную и унылую новогоднюю картину, когда "внезапные" действия украинских властей ставят газпромовских боссов в тупик. Никаких действий на опережение - только реакция на события. Этому есть только одно объяснение - нет нормальной корпоративной разведслужбы и аналитического прогноза.
При этом как раз в области контрразведки у Газпрома все в полном порядке - во всяком случае, нет громких проколов с утечками, нет перебежек топ-персонала, внутри корпорации ведется активная борьба с засланными казачками, с говорунами и так далее. Собственно, неудивительно - газпромовские спецслужбы комплектуются как раз выходцами из структур, умеющим противодействовать на внутреннем уровне. С внешним уровнем, судя по всему, просто беда.
На мой взгляд, сейчас для Газпрома (и для России) есть жизненно важная задача хоть с опозданием, но адекватно и именно с опережением разрушить планы по захвату газпромовских рынков - и в первую очередь, в Европе.
Во-первых, ему необходимо срочно создать аналитический прогнозный и текущий ситуационный центры реагирования на внешние угрозы. Не понимая ведущейся против России игры на всех уровнях, бессмысленно тушить пожар во всем доме, занимаясь тушением шкафов и стульев.
Во-вторых, Газпром и Россия обязаны адекватно определить союзников - то есть, те страны и те структуры, которые попадают под каток новой мировой войны. Необходимо где келейно, а где и публично формировать союзы, налаживать обмен информацией, вырабатывать меры противодействия. Уже очевидно, что в Европе наш естественный союзник - Германия. В Азии - Иран, Сирия, Китай. В Африке - Алжир. Высказанная всеми одновременно фраза о том, что "все мы будем защищать интересы союзников как собственные" станет весьма важным отрезвляющим моментом для стоящих за саудовской Аравией и Катаром западных структур.
В-третьих, нужно вырабатывать стратегию корпоративных войн нового поколения. Уже очевидно, что старые правила ведения конкурентной борьбы отброшены. Значит, необходимо исходить из этого - и сокрушать противника на его территории методами, которые не ставят граничным условием его физическое выживание в этом конфликте.
У Катара есть пятая колонна в лице 15-процентного шиитского населения. Это - выходцы из Ирана. Люди, являющиеся катарцами второго сорта. Унтерменшами. Иранская разведка просто обязана иметь среди этой группы населения своих людей - и скорее всего, имеет. Необходимо переносить технологии "цветных революций" на вполне унавоженную почву - но уже в наших общих интересах, а не против них.
Необходимо рассматривать и силовые методы борьбы с агрессорами - от диверсий на объектах инфраструктуры и транспорта до организации дискредитирующих кампаний против конкретных руководителей или даже организацию точечных покушений на них. На их родственников, активы и имущество.
Против Катара у России есть и важное - даже абсолютное оправдание любых действий. Избиение нашего посла. С точки зрения международных правил и понятий это совершенно равнозначное событие таким, как атака судна, территории посольства, диверсии на нашей территории, военной провокации и так далее. Чем дольше Россия тянет с "ответкой", тем менее защитимыми становятся её позиции, тем менее очевидным становится наше право на этот ответ.
Самое важное - именно здесь шкурные интересы номенклатуры совпадают с государственными. Именно война с Катаром сегодня - это та точка консенсуса, которая вполне может без психического спазма объяснить единение власти и общества. Катар покусился не только на российские интересы - он грабит нашу номенклатуру. Отбирая нажитое непосильным трудом. Для кого делали революцию 91 года наши олигархи? Для кого они заливали кровью Москву в 93 и сажали на трон полупьяный полутруп в 96? Для туземцев ат-Тани, что ли?
Вся проблема заключается в наличии в российской номенклатуре мощнейшего проамериканского лобби, которое как раз и влияет на бесхребетную и неадекватную позицию России в отношении ведущейся против неё совершенно реальной газовой войны. Как без 38 года у нас не было бы 45, так и сейчас - без зачистки этого лобби нас ожидает стремительное крушение страны в ближайшее пятилетие.