Почему тема Афганистана вдруг стала так важна? Ответ очевиден: пять бывших союзных республик СССР в непосредственной близости, причем во всех из них местные элиты мало чем отличаются от бегущей прямо сейчас кабульской «элиты», за двадцать лет не сделавшей для своей страны ровным счетом ничего, кроме как построить свои собственные дворцы в стиле начальника ГАИ одного из российских регионов. Впрочем, это мы не видели еще по-настоящему дворцов его начальства.
Нищета, дикость, расслоение - неполный перечень того, что творится в этих пяти ныне независимых государств. И теперь буквально через речку они видят решение проблем.
В мире есть только две базовых этических ценности. Свобода и справедливость. Советский Союз монополизировал в своей идеологии понятие справедливости, Запад - свободу. С крахом Союза справедливость стала бесхозной, но запрос на нее никуда не делся. Поэтому любая сила, ставящая именно справедливость во главе декларируемой ею ценностей, немедленно притягивает к себе огромные массы людей и их надежды.
Талибан строит свою идеологию на понятиях исламской справедливости. Конечно, нужно различать декларации от реального воплощения, но здесь важно, во что поверят те, кто хочет верить. И если талибам удастся убедить в своей приверженности к этим ценностям, они очень быстро превратятся в регионального лидера, который насаждает свои идеи не силой оружия, а словом, убеждениями и верой.
В этом смысле угроза для насквозь коррумпированных и оторванных от своих народов режимов региона со стороны Талибана и его государства выглядит крайне высокой. Очень быстро народы этих стран могут прийти к выводу, что пример Афганистана выглядит гораздо более обещающе, чем то, с чем они живут сегодня. Касается ли это нас? Конечно.
При этом нынешняя версия Талибана куда как более прагматична, чем та, которая первый раз взяла под свой контроль Афганистан. Для нынешних талибов крайне важно не только взять власть, но и удержать ее. И без союзников и партнеров сделать это крайне непросто.
Уже известен круг потенциальных союзников нового Афганистана. Это две связки, два тандема: Пакистан-Китай и Катар-Турция. По сути, эти две группы и будут, с одной стороны, партнерствовать в Афганистане талибов, с другой - конкурировать между собой, так как у ключевых игроков этих тандемов - Китая и Турции - есть свои непересекающиеся проекты, в которых Афганистан занимает крайне важную роль. И с точки зрения инфраструктурного положения страны, и с точки зрения возможного лидерства в трансформации региона. Талибан же будет активно играть на этих противоречиях, что он уже делал в ходе крайне непростых переговоров последнего десятилетия.
США, кстати, никуда не уходят. Но теперь они будут находиться на более привычном для них месте администратора, хотя в этот раз - гораздо более теневого и менее явного, чем обычно. Тот факт, что руководить переходным правительством будет бывший министр внутренних дел Афганистана Али Ахмад Джалали, гражданин США с 1987 года, бывший сотрудник Голоса Америки в регионе, профессор Ближневосточного и южноазиатского центра стратегических исследований (NESA) при Национальном университете обороны в Вашингтоне - в общем, Америка будет продолжать держать руку на пульсе. А наши вечерние Пометы могут хоть обкричаться о поражении США - работа у них такая, кричать...
Понятно, что нас это касается. Когда Путин и его братва исчезнут, то Россия, вопреки известному утверждению, что без Путина она канет в небытие, останется. И будет существовать в той реальности, которая формируется прямо сейчас.