Мы не можем ждать милости от природы...

Jan 14, 2012 11:45



В ситуации со скандалом вокруг надругательств морпехов США над телами убитых талибов на самом деле нет ничего сколь-либо выдающегося. Судя по всему, абсолютно обыденная история стала сенсацией исключительно по вине случая.

Армия любой страны - довольно агрессивная среда. Задача командования любой армии - канализировать эту агрессию в нужном направлении. Пока существовали сословные армии, пожизненная служба - особых проблем возвращение солдата в общество не возникало - численность армий была невелика, агрессия единичного человека вполне гасилась и растворялась в обществе более мирных сограждан.

Однако ситуация изменилась с появлением массовых индустриальных армий. Возникла чисто психологическая проблема вначале воспитать в человеке необходимую для службы агрессию, а затем снизить её по возвращению в общество. Разные страны решали и продолжают решать эту задачу по-разному.

Для США, которые за свою более чем двухвековую историю провели уже более полутора сотен войн, подобная проблема всегда стояла в полный рост. Это очень интересная тема, однако история вопроса слишком обширна - поэтому есть смысл остановиться лишь на последнем времени.

Отказавшись от призывной армии после Вьетнама, в США сформировалась матрица отбора военнослужащих - как правило, это выходцы из маргинальных слоёв населения с уже сформированным агрессивным поведением. Для того, чтобы сделать возвращение их обратно в гражданскую жизнь минимально безболезненным для общества, психологические методики стараются вбить в подсознание солдат чёрно-белое восприятие мира - он делится не просто на врагов и друзей, а на людей и нелюдей. Враг - не просто человек, это существо, которое не имеет никакого человеческого наполнения, кроме внешности. Логика на самом деле присутствует - очень трудно психологически заставить пилота, способного одним залпом смешать с пылью небольшой городок, выполнить приказ, если он будет ассоциировать изображение на экране дисплея с живыми людьми. Еще труднее заставить пехотинца, наблюдающего за противником непосредственно на местности, безо всяких проблем открыть огонь на поражение.

Отсюда и методики, которые превращают выполнение приказов и задач в некий привычный и рутинный игровой процесс на компьютерном симуляторе. Отсюда и благосклонность к распространению все более кровавых компьютерных стрелялок. Задача - перепутать в сознании человека виртуальную реальность с жизнью. Талиб в прорези прицела, ребенок, женщина, старик - это всего лишь фигурка на мониторе. Не более того.

Добившись такого эффекта, психологи по возвращению солдата домой фактически решают задачу убедить бывшего бойца, что он выключил игру на своём компьютере и вернулся в реальный мир. Где есть закон, полиция, суд. Не всегда и не со всеми это удаётся - но как правило, основная часть солдат армии США довольно быстро вписывается в мирную жизнь, никак не проявляя свои прежние кровавые привычки. Мало ли - ну погоняли мы в продвинутом каунтри страйк, было круто.

В общем, думаю, что профессиональный психолог более подробно может остановиться на всех этих непростых материях. Я немного о другом. Солдаты, которые попали под раздачу по поводу опубликования видео, на котором они глумятся над трупами талибов - они, безусловно, преступники. Есть соответствующие статьи, по которым их можно упечь.

Но основная проблема не в них. Их вина не в том, что они совершили, а в том, что попались. Основная проблема - в самой американской политике, когда весь мир - это просто дикая природа, которую нужно покорить. В этой природе есть много враждебных факторов, но среди них нет главного - людей. Право называться людьми есть только у американцев и тех, кого они назначат людьми. Остальные - это всего лишь животные. Иногда злобные, иногда - трусливые, иногда - безобидные. Но - животные. А с ними позволено всё.

США

Previous post Next post
Up