Дераа. Последний анклав

Jun 30, 2018 22:55

Войска Асада продолжают штурмовать провинцию Дераа. С определенным успехом, хотя пока говорить о каком-то переломе явно рано. О нем уже, конечно, заявлено, но до завершения карательной операции еще далеко.




Подключение российской авиации к массированным бомбардировкам населенных пунктов сразу же дало результат: местные жители стали требовать от боевиков либо выйти, либо сдаться. При этом боевики - по сути, местное ополчение, поэтому вынуждены подчиняться решению своих родных и земляков. Другой вопрос, что никакого восторга перед "освобождением" местные не испытывают, однако выбор прост - либо сдача, либо массовые жертвы. Авиация и артиллерия уничтожают всё ковровым методом, поэтому вариантов для местных практически нет. Геноцид другим не бывает.

Как следствие, стремительно растет число беженцев. Из примерно 900 тысяч населения, которое находится в зоне, которую "освобождают" каратели, уже бежало порядка 150 тысяч. Значительная часть их бежит в зону США в район Ат-Танф и на границу с Иорданией на стыке границ Сирии, Израиля и Иордании. Ожидается, что к концу операции число беженцев удвоится.




Потери карателей велики - за 11 дней убитыми войска Асада потеряли около 1200 человек, ранеными - не менее 2 тысяч. Постоянно идут сообщения о расстрелах, которые осуществляют боевики Хезболлы в прифронтовом тылу - по-видимому, боевой дух поддерживается в том числе и такими методами. Однако есть и вполне идейные каратели - в первую очередь это наемники различных частных формирований, основным из которых, конечно же, являются "Тигры" Сухейля, в боях все более открыто принимают участие иранские группировки, а также части республиканской гвардии, которая все больше трансформируется в такое же полу-частное формирование.

Несмотря на переменный успех, который колеблется от одних к другим участникам боевых действий, каких-то иллюзий относительно судьбы Дераа, конечно же, нет. Против массированной поддержки авиации без внешней помощи шансов у боевиков исчезающие мало. Анклав в Дераа - последний из числа территорий, которые занимали "дикие" боевики, не подконтрольные внешним игрокам. Примерно полтора года назад со времени захвата Алеппо наметилась тенденция, которой придерживались все оккупанты: Турция, США, Иран и Россия - каждый создавал "свои" прокси силы из местных бандформирований, с теми же, кто отказывался подчиняться и переходить под управление, каждый оккупант на "своей" территории рано или поздно, но расправлялся. Турки методично зачищают Идлиб от "диких" боевиков, Иран и Россия давят неподконтрольные анклавы, при этом давая возможность выехать в турецкую или американскую зону оккупации тем, кто соглашается отказаться от "вольного" статуса. Именно так крупнейшая не зависимая ни от кого салафитская группировка "Джейш аль-Ислам" после поражения в Восточной Гуте перешла под контроль турок и фактически прекратила существование, как некогда серьезная боевая и политическая структура.

Оккупанты уже поделили территорию Сирии и теперь наводят каждый в своей зоне свой собственный "новый орднунг". Как и положено оккупантам.

Самый интересный вопрос, который возникает после того, как будет "освобожден" Дераа: как разойдутся Иран и Кремль. Их союз с самого начала вызывал искреннее удивление, хотя было очевидно, что друг без друга они ни на что не способны.

Теперь у этого противоестественного союза нет точки приложения. Практически по всем позициям Кремль и Тегеран противоречат друг другу. Поэтому в отсутствие общего врага вероятность обострения отношений между "союзниками" в Сирии начнет существенно возрастать. В чем это будет выражаться и как именно будет происходить дележка их совместной зоны оккупации - пожалуй, самый важный вопрос.

Проблема в том, что даже в такой обостряющейся обстановке и Кремль, и Тегеран будут оставаться нужны друг другу. Путин неизбежно будет вынужден учитывать мнение Израиля и США, которые прямо требуют от него удаления Ирана как минимум на удаление от Израиля, а как максимум - вообще из Сирии. Однако если Иран уйдет, у Путина просто не будет того пушечного мяса, которое обеспечивает его защиту от боевиков "оппозиции". И всё начнется сначала. Иран тоже нуждается в Путине - в случае атак боевиков положение иранских прокси сразу же становится критическим без поддержки путинских соколов. Собственно, карательная операция в Дераа это прекрасно иллюстрирует: дела у карателей шли отвратительно до того момента, как российская авиация не стала равнять с землей города вместе с населением. С этого момента сразу же пошли победные рапорты.

Однако вариантов нет - Кремль не может выйти из Сирии, так как оставшийся один-на один с боевиками и системными врагами Иран просто проиграет, как практически проиграл к осени 15 года, когда в сирийскую мясорубку залез Путин. Но и оставаться в ней на пару с Ираном - проблема. Нужно искать новый баланс, где Ирану придется потесниться перед обязательствами Путина перед западными "партнерами". Скорее всего, что-то примерное будет обозначено на встрече Трампа и Путина 16 июля: Трамп просто поставит перед другом Владимиром рамки, заходить за которые тому будет категорически запрещено. Внутри этих рамок - сиди в Сирии сколько угодно. Чем дольше, тем лучше. Толку все равно никакого, зато будешь чем-то занят.

Сирия, Россия, Иран

Previous post Next post
Up