ЦИК завершил прием документов от самовыдвиженцев. Их 15. Плюс те, кого выдвинут в установленном порядке зарегистрированные партии. Самовыдвиженцам теперь нужно пройти этап сбора подписей, который, понятно, смогут пройти лишь не все. В итоге суммарно останется примерно десяток кандидатов. Правда, их может быть и сто, но результат, в принципе, уже подсчитан, опечатан и ждет своего оглашения. Вряд ли у кого есть сомнения, каким он будет. На нынешнем этапе развития (или точнее, деградации) России выборы - просто ритуал перед оглашением ране принятого решения. Скучный и ни к чему не обязывающий, но тем не менее пока обязательный.
Лично для Путина результат имеет значение с точки зрения его физического выживания, в любом ином качестве за бортом власти он немедленно повторит судьбу Милошевича, так как любой будущий президент будет просто вынужден списывать всё произошедшее в стране персонально на него. Неважно - будет ли это президент-коллаборационист (тогда голова Путина пойдет в комплекте с актом капитуляции перед Западом), или президент иной политической установки - тогда он тем более будет обязан привлекать Путина к ответственности.
Кроме того, есть и путинское окружение - чьи состояния он создал и сегодня гарантирует. Это и преимущество, и слабость этой группировки. Любая революция (что сверху, что снизу) будет вынуждена решать вопрос: за чей счет она станет реализовывать стоящие перед ней задачи, и путинский клан будет первым в любом проскрипционном списке.
Сказанное означает, что объективно Путин и его клан будут держать власть зубами. И если итоги выборов не будут соответствовать требуемому результату - тем хуже для итогов.
Естественно, что в складывающейся конфигурации Грудинин становится вполне очевидным оппонентом Путину - причем даже не за свои достоинства, которые широкой публике попросту неизвестны, а по причине ничтожества всех остальных участников гонки. Судя по всему, общее настроение вполне адекватно: поддержка Грудинина, если внимательно изучить даже несекретные социологические исследования, обеспечивается общей и очень серьезной усталостью от Путина. Даже люди, замороченные пропагандой, готовы отказаться от Путина в первую очередь по этой причине - психологической усталости от несменяемого лица на экранах.
По всей видимости, Грудинин был выдвинут и согласован с Кремлем как человек, способный создать интригу. Чистой воды политтехнология. Но власть, как это обычно бывает, совершенно не знает страну, которой она управляет, и ситуация почти мгновенно вышла из-под контроля и начала жить своей жизнью. Скорее всего, Грудинин изначально был готов работать спойлером, но стремительно меняющаяся обстановка создала другую мотивацию.
И столь же естественно, что Грудинин теперь будет основным объектом всех рисков - от банальных провокаций и обливаний грязью всякой продажной сволочью до риска покинуть этот мир не совсем естественным путем. Что в современной России - штука обыденная. У нас тут ради великих целей и задач дома взлетают и самолеты падают - неужели здесь рука дрогнет? Это не агитация за Грудинина, а просто констатация, если что.
Феномен Грудинина вызван теми же причинами, что вызвали в 14 году появление феномена Стрелкова: люди психологичски готовы к переменам, хотя пресс пропаганды внушает им прямо противоположное. Однако коллективное бессознательное уже сформулировало негативистскую повестку: "Так жить нельзя". Остался последний шаг - лидер, который сформулирует повестку, как жить нужно. Лидер может быть персонализирован, он может быть коллективным, неважно. Соответственно, то же самое коллективное бессознательное создает вокруг любого потенциального лидера легенду (которая очень быстро перестает соответствовать реальности), и потенциальный лидер способен им стать, если начнет соответствовать этой легенде. Стрелков не сумел. Почему так произошло - отдельный вопрос, но так произошло. Теперь ту же задачу решает Грудинин. Возможно, что и вопреки своим собственным планам и установкам.
Сказанное не означает, что на этом пути все будет как надо. Украинцы в 13 году тоже сформулировали своё "Так жить нельзя", но в лидеры выбрали тех, кто потащил страну в перпендикулярном от нормального развития направлении. Риск ошибки существует всегда. Собственно, этот риск и вынуждает часть людей цепляться за Путина, даже отдавая себе отчет в том, что при нем катастрофа будет только усугубляться. Страх пойти "не туда" вынуждает.
Парадокс нынешней ситуации заключается в том, что мы во многом попадаем в ситуацию 1996 года. Вполне возможно, что реальное голосование станет катастрофой для Путина и он проиграет выборы. Но при этом нет никаких сомнений, что он будет объявлен победителем. Цена поражения настолько велика для Путина и его клики, что иного представить себе невозможно даже теоретически. И в таком случае перед реальным победителем встанет выбор, как в 96 он встал перед Зюгановым - бороться или отступить. В 96 году Зюганов предпочел сытую и спокойную жизнь системного оппозиционера и сдал своих избирателей.
В принципе, при всем скепсисе к выборам в реальной ситуации сегодняшней путинской России нынешние, безусловно, любопытны именно этими двумя неопределенными факторами: во-первых, результатом голосования, во-вторых, действиями победителя, если им будет не Путин. А любая неопределенность в существующей мертвечине сползания страны в катастрофу - это, безусловно, шанс. Пусть и микроскопический.