Представитель МИД Ирана Бахрам Гасеми заявил на брифинге в понедельник, что Тегеран всегда уважал независимость Ливана и никогда не вмешивался во внутреннюю политику этой страны.
"Мы никогда не вмешивались во внутренние дела других стран, а вопрос с Харири - дело народа Ливана", - приводит слова Гасеми агентство "Тасним". Заявление сделано формально в ответ на отставку премьера Ливана Харири, причиной которой были названы конфронтация Харири с "Хезболлой", инспирированная Ираном, и угроза жизни премьера. Фактически же заявление МИД Ирана прозвучало после
почти что обвинений со стороны Франции, где французы сказали, что невмешательство Ирана во внутренние дела Ливана станет залогом стабильности в этой стране. По сути, возложив вину за кризис на Иран.
Ливанский кризис продолжает развиваться, причем пока признаков его стабилизации нет. Сегодняшний удар по проиранской группировке в окружении Асада, который не мог состояться без прямого российского давления, также добавляет проблем Ирану и идет в русле действий со стороны Запада и Саудовской Аравии. В этой игре Кремль прямо взял сторону своих врагов против своего формального союзника. Что обещано кремлевским за предательство, неизвестно, но скорее всего, как обычно, в конце прозвучит формула: "Рим предателям не платит". Хотя сейчас могут обещать что угодно.
Ближневосточные аналитики активно разрабатывают сценарии возможного развития кризиса, и на сегодняшний день составлено целых шесть вариантов - от прямого военного до дипломатического разрешения конфликта, хотя как раз к сценарию чистой дипломатии все относятся скептически. Прямое военное решение возможно, но при непосредственном участии Израиля, на что Израиль пока смотрит без энтузиазма. Но здесь вопрос цены: в случае, если арабские страны признают Израиль и его право на Голанские высоты в обмен на формальные подвижки в палестинском вопросе (ни к чему, кстати, израильтян не обязывающие, но необходимые для сохранения лица арабов) - то возможно всё. Ограниченная операция против Хезболлы в Южном Ливане может обрушить всю выстроенную Ираном конструкцию в Ираке, Сирии и Ливане. Правда, такую операцию еще нужно провести и довести до логического завершения - вынудить Хезболлу бросить все свои позиции в Сирии и сосредоточиться на обороне Ливана. Тогда - да, у Ирана рухнет всё. Для Кремля это будет означать сверхвысокий риск сдвига обстановки в Сирии, но почему-то он идет на этот риск. Видимо, есть какие-то очень заманчивые предложения, хотя вероятность обмана тоже исключительно велика.
Нетаньяху буквально только что сделал заявление по поводу того, что Израиль направил уведомление США и России о продолжении действий на территории Сирии даже в случае достижения режима перемирия. Учитывая, что Израиль демонстративно работает в Сирии против инфраструктуры Хезболлы, понятно, кому адресовано это заявление.
Так или иначе, но сейчас акценты смещаются из Сирии в Ливан. Задача противников Ирана - попытаться "подловить" его на низкой точке, так как и сам Иран, и Хезболла, и шиитские парамилитарные прокси серьезно истощены войной в Сирии и Ираке. Момент довольно удачный, по крайней мере, вполне рабочий.
Часть задачи уже решена - Саудовская Аравия ввела очень плотную блокаду Йемена. ООН робко возражает, говоря о возможной гуманитарной катастрофе в стране, но никого это не интересует, есть задачи и поважнее 2-3 миллионов йеменцев, которые могут просто умереть от голода. Иран уже поставлен перед сложной задачей деблокирования "своих" территорий. Теперь удар в Сирии, который нанес Кремль. И вишенка на торте - Ливан. Вот вокруг Ливана и закручивается спираль. Главный вопрос: когда сорвет резьбу.