Нефтяная гонка

Oct 26, 2017 02:04

Поражение Асада в "нефтяной гонке" на юге Сирии признают даже вполне про-асадовские ресурсы:

Syrian Democratic Forces captured Hawaij, Ruqayb, Hawi Dhiban, Dhiban, Tanak oil field and Ghulban oil field

Map: https://t.co/49Hh6dZ1GA pic.twitter.com/TatWdIsOMk
- Syrian Civil War Map (@CivilWarMap) 25 октября 2017 г.

В общем-то, изначально и стартовые позиции Асада были слабее, и негласная черта, которую провело российское командование, разграничивая действия российской и американской авиации в Сирии по руслу Евфрата, не позволяли сирийцам испытывать какие-то избыточные иллюзии на благополучный для себя исход этой "гонки". Попытки форсирования Евфрата пресекались коалиционной авиацией, а первая же попытка российской авиации начать работать против курдов закончилась предсказуемо - партнеры без шуток пригрозили сбивать любые самолеты на левом берегу Евфрата, российские или сирийские - неважно. После чего Кремль был вынужден сдать назад.

Есть, конечно, иллюзия на то, что в ходе будущих торгов с курдами удастся что-то выклянчить, но откровенно говоря, пока она выглядит именно иллюзией.

Месторождения, которые теперь попали и неизбежно еще попадут под контроль курдов - это приблизительно 70% всей сирийской нефти, причем нефти хорошего качества, легкой. Правда, здесь есть проблема: месторождения серьезно деградировали за годы войны. ИГИЛ эксплуатировал их довольно варварски, теперь нужны работы по восстановлению, рекультивации, а это, мягко гворя, затраты. Которые курды не могут себе позволить. Скорее всего, они сумеют восстановить уровень добычи до "игиловского" - то есть, приблизительно около 30, ну, возможно, 40 тысяч баррелей в сутки. Вряд ли больше.




Этот объем предельно мизерный. Ни о каком экспорте, конечно, речи быть не может, так как внутреннее потребление даже сегодняшней Сирии гораздо выше. До войны потребление Сирии можно увидеть по следующей таблице:




Экономика страны разрушена, и вряд ли она сегодня потребляет более 150 тысяч баррелей в сутки (на всю страну). Курдская зона контроля потребляет примерно четвертую-пятую часть общего потребления, то есть, порядка 30-40 тысяч баррелей в сутки. Собственно, как раз свою территорию курды и способны теперь обеспечить. Экспортировать нефть им нет никакого смысла, при этом проблем с переработкой вряд ли возникнет: тот же ИГИЛ закупил и смонтировал в скажем так, не самых благоприятных условиях, от 5 до 7 мобильных нефтеперерабатывающих заводов (плюс вблизи месторождений стихийно возникли частные "самоварни"). Понятно, что для курдов проблем с этим вопросом будет значительно меньше.

Кроме того, курды обеспечили себе контроль над каскадом плотин и электростанций. На пике добычи Сирия производила 41 млрд киловат-час электроэнергии, сейчас, конечно, существенно меньше:



Тем не менее, "свою" территорию курды, без сомнения, обеспечат энергией, и скорее всего, у них останется что-то даже для продажи в остальную Сирию. Падение выработки, кстати, связано в том числе и с тем, что турки, воспользовавшись войной, существенно снизили подачу воды в Евфрат, отбирая ее на своей территории. В связи с этим уровни водохранилищ в Сирии (да и в Ираке) упали. В условиях войны, понятно, обмениваться нотами протеста было некому.

Говоря иначе, США весьма прагматично посадили курдов Сирии на самообеспечение, сняв с себя заботу об их кормлении. Шиковать курды не смогут, но минимальные потребности для них теперь закрыты. Проблема, понятно, на правом берегу Евфрата.

Газовые поля Шаера, месторождения Арака, Джафры, Хаиля взорваны ИГИЛом. Уничтожены заводы по закачке газа в баллоны - а вся Сирия в отсутствие централизованного газоснабжения готовит еду либо на "мазуте" (дизтопливе), либо на газовых баллонах. Сегодня это дефицит. Конечно, восстановить можно всё, но это опять, требует времени и денег. У Асада нет возможности обеспечить восстановление этой инфраструктуры, поэтому надежда лишь на Иран и Россию. И вообще - теперь в полный рост встает вопрос послевоенной дележки территорий и подведение финансовых итогов войны. С вёрсткой новых финансовых программ - теперь уже по восстановлению территории. 120 млрд долларов - это та цена, которую нужно будет заплатить за владение этим "призом". И это минимальная цена.

Путин нам рассказывал, что война в Сирии будет стоить дешевле, чем учения. Ну, даже если и так (хотя если Путин врет везде, почему здесь его прорвало на правду?) Но вот теперь вопрос с восстановлением Сирии. Это, конечно, почти пустяк - всего-то две Олимпиады или Олимпиада, Универсиада и чемпионат мира по футболу вместе взятые. Согласитесь, смогли там, сможем и здесь. Правда, как это обоснуют наши власти на фоне сокращения всех социальных программ в стране и тотальных поборов за всё?

Сирия

Previous post Next post
Up