Риторика противостояния продолжается, хотя любая базарная склока без таскания за волосы или молодецких криков "Держите меня семеро" быстро достигает кульминации, за которой нужно либо приступать к воплощению угроз, либо расползаться по углам. Политика не базар, но зачастую это не очень разные понятия.
Кремль во много сознательно снижает до минимума уровень отношений с Америкой, равно как и она, по вполне тривиальной причине. Сирийская ситуация в тупике, причём неразрешимом. В таких случаях обострение - вполне разумная попытка разрешения кризиса. Хотя и опасная. Опасная тем, что мы не можем блефовать. Наши карты известны заранее, и ничего серьёзного в их наборе нет. Собственно, поэтому и кризис. Сильных ходов за Кремль нет, и он пытается их найти.
Поездка Путина на Энергофорум в Турции 10 октября - как раз такая попытка. Уровень представительства на таком форуме - максимум министерский, и приезд Путина повышает его сразу на две ступени. Очевидно, что сам форум лишь повод, причина же - создание клуба обиженных Америкой.
За исключением отношений к Штатам, политических разногласий между Турцией и Россией гораздо больше. Видимо, поездка Путина и призвана уменьшить их число. Ассортимент для торговли у Путина ограничен, а потому нужно предложить Эрдогану что-то, что его действительно заинтересует и укрепит его позиции. Таких предметов два - Гюлен и курды. В России, в Поволжье, гюленовские структуры обосновались давно. Теоретически Путин может пообещать начать их прессовать и изгонять. Правда, это создаст сложности с региональными элитами, у которых бизнес и которым безразличны эти ваши политические заморочки. Но авантюры высшего руководства стоят дорого, поэтому за них нужно платить. Регионалам в том числе.
Второй товар, который может быть выставлен на прилавок - курды. Со времён СССР Россия утратила влияние на курдов, хотя автоматически на неё распространялось отношение курдских лидеров, ностальгировавших по старым добрым временам. Тем не менее, курды сегодня плотно под американцами, а потому мы можем смело торговать отношением к ним, благо там мало что осталось.
Для Эрдогана курды - заноза и ключевая причина сирийской войны, которая во многом вынуждает его принимать в ней участие. России предложить на этом направлении почти нечего - влияния на курдов нет, но медийная солидарность с Турцией в ее борьбе с терроризмом, под которым турки понимают и курдский терроризм - это однозначная поддержка маргинальной политике Эрдогана, которая не встречает энтузиазма у американцев.
По факту это будет акт предательства с нашей стороны, но с другой стороны - мы никому ничего не обещали. Ни Гюлену, ни курдам, ни всяким там донецким шахтерам. Так что все в порядке.