Введенное в Турции чрезвычайное положение может говорить лишь о том, что обстановка до сих пор не находится под полным контролем властей.
Эрдоган заявил, что в стране возможна новая попытка переворота.
Нужно понимать, что Эрдоган очевидно пытается выжать из ситуации всё возможное.
Парадокс ситуации заключается в том, что против Эрдогана сегодня очевидно сформировались две крупные и очень сильные группировки в турецкой элите: кемалисты и гюленисты. Названия весьма условны, но в целом они отражают качественный состав противников Эрдогана.
Первые - противники политического ислама даже в его относительно мягком исполнении. Вторые - бывшие соратники Эрдогана, потерпевшие поражение в ходе аппаратных перестановок после состоявшейся победы исламистов в начале нулевых годов.
За Эрдогана выступают те, кто сумел продвинуться за последнее десятилетие, а главное - мощный слой сельской буржуазии и мелкобуржуазное городское население первого-второго поколения, выходцы из той же самой деревни. Они составляют электорат Эрдогана и в ходе борьбы неизменно поддерживали его.
При этом нужно понимать, что этот весьма мощный слой населения молод и активно продвигается по социальной лестнице. Контроль над армией Эрдоган получил (хотя и не в полном объеме) через постепенное насыщение ее рядового и младшего командного состава своими сторонниками. За истекшее десятилетие они же постепенно продвигаются и в среднем командном звене. Высшие должности им пока не по плечу, но масштабные чистки в армии после неудавшегося переворота создают значительное число вакансий, и теперь появляется шанс на столь же массовое продвижение младших и средних командиров, поддерживающих именно Эрдогана. Собственно, масштабные чистки на это и направлены.
Еще одна сфера, где идут массовые репрессии - как ни странно, образование. Это явный удар по Гюлену, фонды которого активно финансировали именно образовательные программы. Этому же посвящены зачистки чиновников местного и регионального уровня.
За Эрдогана работает и принципиальная невозможность объединения кемалистов и гюленистов - они враги, поэтому его задача сейчас - последовательно ослаблять тех и других, следя за тем, чтобы соблюдать баланс в репрессиях против тех и других. Сегодняшние удары по гюленистам показывают, кого Эрдоган считает более приоритетной целью.
Другой вопрос, что противоречия, которые загоняют Турцию в кризис, никуда не делись. Вопрос о власти для Эрдогана, конечно, сегодня является ключевым, но что он будет с ней делать для решения кризиса - ответа на этот вопрос как не было, так и нет.