Пять дней до прекращения огня

Feb 17, 2016 00:06

Турция уже привычно произвела артиллерийский обстрел территории, освобожденной от протурецких боевиков курдами. Обстановка остается сложной, однако "уровень" этой сложности остается прежним, не повышаясь, но и не снижаясь.

Судя по происходящему, вокруг наземной операции в Турции идет довольно непростая внутренняя борьба, причем проблема находится, скорее всего, не в самой Турции.

Обстановка зависла на нынешнем уровне сразу после встречи в Мюнхене Лаврова и Керри, где и было принято решение о прекращении огня. Его условия пока остаются неясными, однако американцы могут считать этот раунд за собой, причем раунд выглядит исключительно важным с точки зрения вообще всего нынешнего конфликта в Сирии.

Нужно отметить, что при всей откровенной авантюре Кремля, вломившегося в октябре в Сирию (а подготовка к операции началась приблизительно в мае), сама по себе операция стала фактором неопределенности, который безо всякого сомнения раздражал и нервировал американцев, последовательно додавливавших ситуацию. Их стратегия прекрасно работает - Ирак разваливается, Сирия держится из последних сил, и ее распад - вопрос времени, причем вполне расчетного времени. Неопределенность не меняет ничего, кроме сроков и расчетов по времени. В выборный год и весьма сложной ситуации на выборной площадке это недопустимо. Прямо сейчас группу Клинтон прессуют и пытаются отхолокостить даже не республиканцы, а ее собственные соратники по партии, и давать козыри съевшей на внешней политике Клинтон не хочется никому в Белом доме. Путин в этом смысле, решая свои, мелкие и сугубо туземные задачи, не очень интересные Штатам, создал проблемы для команды Обамы-Керри и ее боссов в демпартии именно выдачей бонусов команде Клинтон.

Наши СМИ и записные пропагандисты, с жаром набрасывающие на новости из США, где тот или иной политик произносит фразу "Путин в Сирии побеждает", понятия не имеют, что вообще-то говоря, наблюдают из-за своей печки лишь маленький кусочек драки, где группе Клинтон очень выгодно представить не столько Путина победителем, сколько Обаму и Керри проигравшими и лузерами, если даже такое ничтожество, как Путин, возит их мордой по столу. Собственно, примерно так и звучит большинство новостей, где "Путин - вин". Наши безбожно рвут цитаты с кровью из контекста, выплясывая вокруг слова "вин", хотя смысл всех этих сообщений - в слове "лузер". Применительно к Обаме. Но: заказ есть заказ, поэтому и рвут.

В этой связи задача Обамы-Керри в Сирии: ввести всё вновь в прогнозируемое русло, ликвидировать фактор непредсказуемости и неопределенности. Собственно, в Мюнхене это и удалось сделать. Турок американцы классически развели, вогнав их в неадекват после того, как отказались признавать Демсоюз террористами, с чего турки немедленно запустили эскалацию, справедливо полагая, что курды из Демсоюза и РПК увидят в этой позиции США прямую индульгенцию своим действиям против турок. Угроза турецкого вторжения в свою очередь вогнала в ступор Кремль, который (в отличие от безумных участников ток-шоу на федеральных каналах, грозящихся одной левой порвать османов) прекрасно понимает перспективы прямого столкновения с Турцией в Сирии. Даже угроза турецкого вторжения оказалась достаточной, чтобы Кремль изменившимся лицом побежал к пруду. И выказал незамедлительную готовность прекращать огонь в обмен на то, что его пригласят в международную коалицию по борьбе с ИГИЛ на приемлемых условиях. Каковы приемлемые условия для Кремля, давно понятно - не догнать, так хоть согреться. Война с ИГИЛ имеет значение только при условии, что Кремлю вернут сотрудничество с НАТО, пусть и на усеченных правах. Это и есть главная политическая цель Москвы, а не защита какого-то там Асада. Верните нас взад - вот и вся слезная просьба.

Мюнхен дал шанс на ввод ситуации в предсказуемое для американцев русло - впереди дипломатическая работа, в которой американцы однозначно сильнее всех вместе взятых, и они в полной уверенности, что добьются решения, после которого расчленение Сирии останется лишь оформить юридически. Поэтому вторжение Турции в Сирию прямо сейчас для США (а точнее для Обамы-Керри) совершенно не интересно - это снова создаст ту самую неопределенность, от которой они только-только избавились.

Правда, загнать обратно турок в загон непросто. Эрдоган - точно такой же авантюрист, как и Путин, и поэтому быть уверенным, что он не удивит в неприятном смысле, не приходится. Видимо, сейчас под ковром американцы давят на турок, и это начинает отражаться на обстановке. Турки, готовые на вторжение, притормаживают, и явно не потому, что их как-то беспокоит Россия - скорее, их беспокоят американцы. Это не гарантирует отказа от наземной операции - вполне возможно, что пружину уже так просто вернуть в исходное положение не получится, а поэтому ограниченная наземная операция все-таки остается вероятной - курды пытаются выжать из неопределенности максимум и пытаются выдавить протурецких боевиков к границе с Турцией, что для турок совершенно неприемлемо.

В общем - вероятность наземной операции Турции начинает снижаться, что показывают события последних двух-трех дней. Однако шанс на ее проведение остается - хотя и в усеченном варианте. Если это произойдет, американцы постараются развести турок и российские войска по углам ринга, чтобы гарантировать себя от дополнительной серьезной головной боли. Получится или нет - неизвестно, и это как раз их и нервирует.

Понятно, что Клинтон и ее команда, наоборот, сейчас активно подзуживают Эрдогана на операцию - в ней спасение Клинтон, которая сумеет доказать, что Обама - лузер и не способен на грамотную политику. Турки и Россия в этой игре американских кланов играют вторые роли, разменной картой в игре остается Асад и курды. Асада сдадут в Кремле, курдов - в Вашинтгтоне, и вот это точно входит в правила.

Сирия, Россия, Турция, США

Previous post Next post
Up