Встреча папы римского Франциска и патриарха Кирилла выглядит крайне срочной и вряд ли готовилась задолго и загодя. Во всяком случае, буквально неделю назад, когда о ней стало известно из неофициальных источников, новость была тут же опровергнута самым что ни на есть официальным представителем РПЦ: секретарем ОВЦС МП по межхристианским отношениям иеромонахом Стефаном (Игумновым):
"...Предположения о возможности встречи Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Папой Римским Франциском в одной из стран Латинской Америки в феврале этого года лишены оснований. Об этом порталу "Интерфакс-Религия" заявили в Отделе внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП)..." Будь секретарю Стефану 26 января известно хоть что-то, он явно не отвечал бы в столь категорической форме. Судя по всему, все решалось в очень узком составе и на самых верхах - как церковных, так и государственных. И очень стремительно.
Официальная тема встречи тоже не слишком похожа на реальный повод пойти на столь экстраординарный шаг. РПЦ занимала предельно жесткую позицию ранее, отказываясь от такой встречи и выдвигая условия. Ни одно из условий не выполнено, да и никаких особых подвижек в этом вопросе не возникало, поэтому категорическая смена подходов связана явно с нестандартными обстоятельствами, которые вынудили РПЦ снять все предварительные условия для встречи. Забота о христианах Ближнего Востока - это, конечно, веский повод для встречи, но почему тогда события предыдущих 4 лет не требовали совместного заявления? Там было много чего, что могло стать таким поводом. Но не стало.
Из обстоятельств, лежащих на поверхности, видно лишь два. Первое, очевидное: это раскручивающаяся вокруг Путина операция по его полной международной изоляции. США, которые режиссируют процессом, уже не особо скрываясь, ведут дело не просто к остракизму и моральному осуждению. Каждое из выдвигаемых Путину публичных обвинений тянет на очень серьезную уголовную статью - как по гражданским, так и военным преступлениям. Из последнего - обвинение росийских военных в преступлениях против мирного населения Сирии. Путин - главнокомандующий, так что это все по его душу. Из той же серии - начавшееся расследование событий 2008 года в Грузии. Тогда Путин не был президентом, так что формально под статью в случае чего попадает Медведев (что тоже полезно - если его готовят в качестве временно исполняющего обязанности капо в бараке, то иметь поводок совсем не лишне). Но и тут Путина могут пристегнуть к процессу, если дело дойдет до формального выдвижения обвинений. В общем, обстановка накаляется - и нужен хоть кто-то, кто сможет если не прекратить процесс, то остановить неумолимые челюсти правосудия по-американски. По правде говоря, за Путина сейчас не будет вписываться вообще никто - гражданин сам себе привёз вполне соответствующий имидж, а криминальные хвосты и окружение, как их не зачищай, никуда не денутся. Из тех, кого принято называть мировыми лидерами - как публичными, так и закулисными - желания подать голос за Путина не выказывает никто. Но делать что-то надо, причем быстро - и пожалуй, кроме папы, никого из мировых авторитетов в политике, не остается.
Второе обстоятельство - из области скорее догадок. Хотя и вполне обоснованных. После того, как Штаты разгромили банковскую тайну в Швейцарии, лихо обчистили российских олигархов средней руки (не только их одних, но за компанию) на Кипре, создали весьма непростые условия в прежде роскошных местах по припрятыванию уворованного, у высшей российской элиты возникли вполне понятные трудности. Прятать награбленное оказалось некуда. А знаменитые 500 миллиардов долларов, о которых говорил Бжезинский, к этому дню уже давно утроились, так что проблема - куда спрятать, чтобы сохранить - стоит в полный рост. Есть смутная информация, которую, понятно, никто никогда подтверждать не станет, что именно Ватикан стал последним прибежищем для очень серьезных людей из российских высших номенклатурных кругов. Знаменитое выражение Полонского: "У кого нет миллиарда - пусть идет в жо.." в данном случае звучит скорее - "...У кого нет 50 миллиардов..." - далее по тексту. Ватикан мелочью не занимается - так что возможно, и 50 миллиардов для него - самый нижний предел.
В общем - есть шанс, что даже ватиканские кладовые начали трещать под напором американских требований по Путину и высшей российской знати. И тогда это - точно та причина, по которой нужно бросать все прежние рассуждения и выдвинутые Ватикану условия для встречи и в срочнейшем порядке посылать нарочного для прояснения обстановки. Сам Путин уже поехать никуда особо не может - разве что только на официальные мероприятия, куда по протоколу он просто обязан прибыть. Да и то - на этот случай у него есть Медведев. Все только вздохнут с облегчением: не приехал, и ладненько.
Если Путин не может встретиться с папой как с руководителем государства, то остается последний вариант со встречей двух духовных лиц. Но тогда поездка Кирилла выглядит именно таковой - он выполняет предельно щекотливое и крайне срочное поручение с самого верха, поэтому-то все произошло крайне срочно и спонтанно.
Впрочем, российская политика вообще вся судорожная и рефлекторная. Как инфузория - наткнулся на препятствие - обтек его и ползи дальше. До следующего препятствия. Планирование давно уже не в чести, Кремль живет только тем, что будет прямо завтра. В его ситуации даже это - невероятный подвиг.
В общем, если два обстоятельства, о которых сказано, близки к истине, то Кириллу предстоит обсудить с папой сугубо личные проблемы и попытаться убедить его помочь сирым и убогим в их делах скорбных. Тем более, что торговать РПЦ пока есть чем: Украина для Ватикана - лакомый кусок. Сейчас за него идет борьба, но если РПЦ изменит позицию по украинским событиям, связанным с противостоянием её с украинскими раскольниками - Ватикан на какое-то время может удовольствоваться победой и начать переваривать с таким трудом добытое. Как именно обоснует РПЦ изменение позиции, неважно. В конце концов, церковь в лице высших иерархов под лозунгом неприятия братоубийственной войны (что само по себе крайне благородно) фактически оставила Донбасс и русских на Украине на съедение нацистам. Хитрый план Путина в данном случае перевесил - а высшие церковные чины давно уже имеют лишь ту позицию, которая до сантиметра повторяет политические установки власти.
Время для такой торговли еще есть - хотя чем дальше, тем больше шансов на то, что РПЦ на Украине и так додавят, благо власть в Киеве сейчас делает стойку на всё, связанное с Москвой. Скорее всего, бороться за свои позиции на Украине РПЦ не будет - это пойдет вразрез с политической установкой на умиротворение нацистов в Киеве, а пойти против власти патриарх вряд ли рискнет.
Но пока торговать еще есть чем - и если шансов удержать такой актив, как Украину, у РПЦ немного, то есть смысл продать его хоть за что-то. Тут же на кону может стоять нажитое непосильным трудом - а за это никакой Украины не жалко. Что Украины - тут и Россию спустишь куда угодно, лишь бы свое сохранить. "Два пиджака, магнитофон..тоже два, куртка кожаный - три штуки."
Это все, конечно, лишь предположения, но опираются они тем не менее на происходящее. Которое для кремлевских обитателей выглядит весьма нерадужным со всех направлений - и изнутри, и тем более снаружи.