"Укрэнерго" сообщило, что линия подачи электроэнергии в Крым полностью восстановлена, и энергия может быть подана на полуостров,
"как только будет принято решение".
По сути, "Укрэнерго" прямо признает, что отключение энергии было связано не только и не столько с аварией (а по факту терактом), сколько с политическим решением. Само решение могло быть принято уже после подрыва опор, но сути дела это не меняет: теперь восстановления работоспособности линии недостаточно для того, чтобы вернуть Крым к нормальной жизни - это должны разрешить в Киеве.
Мы не знаем и не можем знать, выдвигаются ли Москве какие-то условия, либо ей предлагают догадаться обо всем самостоятельно. Но то, что Киев рассматривает Россию в качестве военного противника, и ведет себя соответственно, не вызывает сомнений.
Ситуация с Крымом и его блокадой - прямое следствие неурегулированности вопроса статуса полуострова. Как это всегда бывает: мало захватить территорию, нужно еще сделать этот факт неоспоримым. Любая война всегда заканчивается мирным договором, очень странно, что такой величайший геополитик всех времен и народов, как Путин, этого не понимал в марте 14 года. То, что киевская хунта, устроив госпереворот и уничтожив прежнюю Украину, сама создала условия для распада страны, не вызывает сомнений. Россия поступила вполне рационально, использовав предоставившуюся ей возможность. Но воспользоваться - это не значит использовать. С фиксацией результата не задалось.
Чем было вызвано совершенно абсурдное поведение Кремля, не вынудившего с позиций победителя подписать Киев капитуляцию, в которой статус Крыма был бы закреплен на международном уровне - загадка. Кто именно будет исследовать эту загадку - историки или следователи - покажет время. Но вполне обычный политический шаг, который делали сотни и тысячи раз до крымских событий разные страны в разное время, оказался незавершенным - и теперь остается лишь разбираться с последствиями этой глупости.
Если вернуться к текущей ситуации, то понятно, что Москва уже не хочет договариваться с Киевом, а молча признает невозможность такой договоренности. Поэтому российское руководство уже не взывает к Киеву, предпочитая самостоятельно решать вопросы снабжения полуострова. Думаю, что прокладкой кабеля проблемы не исчерпываются: Аксенов уже прямым текстом сообщил, что энергетическая инфраструктура Крыма находится в катастрофическом состоянии и требует полной реконструкции. Логика в его словах есть - Крым выглядит заповедником, в который все годы независимости Украины вообще мало вкладывали, теперь запас прочности всех систем близок к исчерпанию.
Проблема в том, что продолжать вкладывать немалые ресурсы в Крым в ситуации, когда статус остается неопределенным, а российское руководство сдает на внешнеполитическом поле позиции одну за другой, весьма неразумно. Кремль загнал себя в тупик: он упорно продолжает твердить, что статус Крыма уже окончательно зафиксирован, хотя в реальности это далеко не так. Как только Москва признает, что существующая реальность в действительности выглядит иначе и просто согласится начать переговоры о статусе Крыма (даже если начнет их в надежде зафиксировать существующее положение), это будет воспринято, как его слабость и готовность к сдаче.
Рассчитывать на то, что Украина, как и Япония (которая не признает принадлежность Курильских островов ровно по той же причине - нет окончательной фиксации этой принадлежности, а есть лишь фактическое положение дел) будет лишь скрипеть зубами, нелепо. Запад с удовольствием использует просчет Кремля, держа Украину на коротком поводке в качестве угрозы. Договариваться теперь нужно не с Киевом, а именно с Западом, который довольно неоднороден. Это означает, что Россия должна не просто предложить Западу что-то, что его устроит в качестве обмена на Крым, но тоже зафиксировать такой обмен: без этого мы попадаем в ситуацию, описанную давным-давно: оказанная услуга ничего не стоит.
При этом как раз Запад такое неопределенное положение вполне устраивает: он может держать Россию на поводке обещаний, не отдавая ничего взамен. Мы можем лишь гадать: является ли участие России в абсолютно авантюрной войне в Сирии частью выполнения этих обещаний или нет, но даже если да - то опять все делается исключительно бездарно на уровне надежд на договоренности с Западом, и только.
Пока можно сказать лишь то, что цепь совершенно необъяснимых провалов и совершенно катастрофических просчетов российского руководства во внешней политики имеет свое начало в марте 14 года. До этого, конечно, хватало таких же безумных и глупых решений (как с резолюцией ООН по Ливии или одностороннему разоружению той же Сирии) - но все-таки они носили разовый характер. Нынешняя цепь провалов идет чередой - один за другим.
Видимо, можно с достаточной уверенностью сказать, что без возвращения к вопросу о статусе Крыма и новому решению по нему все проблемы так и будут множиться.
Причем даже неважно, как именно будет решен этот вопрос: если у Кремля нет духу и сил зафиксировать сложившееся положение, значит, Крым нужно отдавать. Если в Кремле есть хоть капля здравого смысла и решимости - значит, нужно принуждать силой Киев, а затем диктовать ему условия, среди которых будет признание статуса Крыма. Затем нужно договоариваться с Западом и ставить его перед свершившимся фактом - что не исключает каких-то отдельных договоренностей с ним. Но нужно начинать с того места, с которого произошел обрыв. Иначе проблему не решить вообще.