На мой взгляд, сегодняшнее развитие событий вокруг Донбасса выглядит довольно устойчивым, что позволяет говорить не столько о каких-то прогнозах, сколько о тренде - то есть, направлении движения этого развития. Прогнозы опираются на модели, моделей у меня нет, да, думаю, их нет ни у кого, так как политика Кремля во всех направлениях демонстрирует все признаки распада. Стрелков называет это политической шизофренией - когда одни действия противоречат другим, кто-то говорит о "разных башнях Кремля", однако в целом эта ситуация определяется как "распад управления".
Ничего необычного - такой же распад наблюдался перед крушением СССР, скажем, события в Прибалтике, когда судорожно и хаотично менялись цели и задачи, иногда в параллельном друг друге режиме.
В случае, если тренд сохранится, точкой перелома событий станет октябрь - максимум ноябрь, хотя скорее, все-таки именно октябрь. Из ДНР и ЛНР уже начала выводиться техника (причем не покалеченная в боях, а вполне пригодная к использованию). Фото и видео эшелонов с ней (хотя и с закрашенными тактическими знаками) уже начинают появляться в сети, есть свидетельства этому и устного характера. Вывозятся также боеприпасы - пока артиллерийские. Идет сокращение числа россиян-добровольцев.
После октября события пойдут гораздо быстрее, чтобы к концу года минские соглашения были выполнены окончательно - граница будет передана под контроль Киева. Что произойдет с ополчением (или народной милицией), сказать не очень сложно. Будут созданы лояльные подразделения из числа тех, кто всю войну просидел на охране господского майна, командовать ими поставят сторонников единой Украины, которые никогда и не скрывали своих взглядов. Остальных под вывеской борьбы с НВФ и махновщиной разоружат в ходе точечных и локальных военно-полицейских мероприятий. Скорее всего, начнут процесс российские "отпускники", а затем к ним присоединятся коллеги с украинской стороны. Во всяком случае, такой подход будет вполне разумен с точки зрения эффективности.
Здесь есть некоторая неопределенность. Она связана с тем, что для Порошенко невыгодно с точки зрения его электоральных интересов такое мирное и спокойное завершение конфликта. Он вполне справедливо вынужден учитывать падение рейтинга своей партии и свой личный, а приход к власти Тимошенко, которая отсиделась в засаде и теперь набирает очки просто за счет падения всех остальных, его никак не греет. Ему нужна победная точка - по возможности громкая.
В этом смысле тихий междусобойчик сдачи Донбасса может быть (и скорее всего) будет прерван какими-то неожиданными и совершенно не согласованными с Кремлем действиями Порошенко. Вряд ли это будет наступление - хотя вероятность такую отрицать нелепо. Скорее всего, он постарается разоружение ополчения превратить в шоу, а под конец в обязательном порядке будет засвечивать российских военнослужащих на своей территории. Здесь и возможны эксцессы и существенные отклонения от более-менее ясной картины происходящего.
Теперь о другой стороне происходящего. Я несколько раз (на днях плюс вчера) общался с ополченцами и командирами, находящимися уже в России. Они в целом придерживаются такого же прогноза на развитие событий и готовятся встречать в массовом порядке своих бывших бойцов. Ситуация с ними не слишком хороша - так же, как и "афганцы", "чеченцы" они будут какое-то время не встроены в мирную жизнь и способны довольно быстро десоциализироваться и уйти в криминал. Уже сейчас есть случаи, когда бывшие ополченцы занимаются разбоем, грабежами, в том числе и с применением оружия. В Ленинградской области недели полторы-две назад произошел такой случай, был случай на Урале, Ростовская область по понятной причине вообще в лидерах.
Эти люди должны быть под присмотром, им нужно помочь - и в социальном плане, и в медицинском, и психологическом. Поэтому командиры создали и в течение месяца оформят это учредительной конференцией организацию ветеранов боевых действий на Донбассе. В отличие от стрелковской Новороссии они не будут заниматься гуманитарной помощью Донбассу - их цель гораздо более узкая и в то же время более сложная. Скорее всего, на помощь государства рассчитывать не придется, так как эта война резко отличается от всех предыдущих знаменитым лозунгом "Ихтамнет", поэтому классическое "Я вас туда не посылал" в этот раз будет сущей правдой.
Организация будет не лидерского типа, а коллективной - то есть, управлять ею будет совет командиров, вертикальная иерархия будет существенно разбавлена горизонтальными связями. Уже сейчас ведется общение с правоохранительными органами на предмет взаимодействия, с местными властями в разных регионах - в общем, никакого орг-банд-подполья никто делать не собирается. Более подробно я пока не стану рассказывать - когда заработает их сайт, я дам ссылку, а после учредительных мероприятий расскажу и все остальное. Дело на мой взгляд важное, так как у ветеранов ситуация крайне сложная - сейчас, к примеру, где-то в глухой деревне живет бывший зампотыла Стрелкова "Батя", через руки которого прошли колоссальные материальные ценности, но не прилипли ни к одному пальцу - в итоге он, больной и безработный, сейчас ютится в развалюхе в одной из белгородских деревень. Ему помогают, но основная проблема - сложности с получением российского гражданства, без которого он - просто бомж. И таких историй уже сотни. Всем этим людям нужно не только помочь, но они хотя бы должны знать, куда им обращаться.
Меня попросили сделать объявление-призыв. Сейчас создается организационная и информационная структура этой организации. Пока в силу сложившихся обстоятельств она будет базироваться в Петербурге, потом, скорее всего - в Москве.
Здесь же в Петербурге находится немалое число раненых, и Северо-Западное отделение стрелковской "Новороссии", которая будет, естественно, взаимодействовать с ветеранской организацией, все свои средства сейчас тратит именно на лечение и реабилитацию раненых. Для решения технических вопросов создания такой информационной и организационной структуры нужны средства. Не так уж и много - в пределах 50-70 тысяч рублей. Максимум ста. Большая часть их пойдет на создание сайтов, площадок, структуры по регионам, оплаты разовых работ. Но отнимать эти деньги у раненых, естественно, нельзя. Поэтому просьба стандартная - кто сколько может. Есть Яндекс-кошелек, есть карта. Публиковать их номера из-за политики ЖЖ невозможно, но если кто решит - в личке могу ответить и дать эти номера.
Делами организации ветеранов на нынешнем этапе занимается все тот же Иванов Игорь Борисович, который был начальником политотдела при Стрелкове, информационную сеть создает Виталий "Питер", работавший во время войны в Донецке в прошлом году (мы с ним в губаревском Тарута-центре и познакомились).
Вот такая невеселая ситуация, но жизнь продолжается, и нужно готовиться к новым этапам и возможно, новым боям.