Интерфакс сообщил новость, которая выглядит весьма бравурно:
Саудовская Аравия инвестирует в партнерство с Российским фондом прямых инвестиций 10 млрд долларов. Новость безмерно радостная, если бы не одно небольшое но.
А что такое произошло, что Саудовская Аравия, у которой товарооборот с Россией меньше примерно на порядок (за период январь-апрель этого года он составил чуть более 300 млн доллров, причем Россия отгружает саудитам исключительно высокотехнологичную продукцию - ячмень: около 60% всего нашего экспорта в Королевство) вдруг решила так гульнуть?
Причем никто не скрывает, что окончательное решение было принято после встречи в Петербурге между Путиным и третьим лицом Саудовской Аравии и по совместительству сыном короля и министром обороны принцем Мохаммедом бин Сальманом. Принц Мохаммед, несмотря на молодость, является и ключевым человеком в принятии экономических решений, так что его можно осторожно, но вполне уверенно называть вторым лицом в династии. Ну, а если вспомнить, что его папа имеет определенные проблемы со здоровьем, и по некоторым сведениям, у этих проблем фамилия Альцгеймер, то вообще-то наше первое лицо встречалось с "их" почти первым лицом.
Так что случилось-то? Ничего другого на ум, кроме словосочетания "Исламское государство", просто не приходит. Кто-кто, а саудиты с этой организацией попали очень и очень крепко. Исламское государство сегодня решает крайне сложную и судьбоносную для себя задачу - что делать дальше. Прямо сегодня ИГИЛ попала в ситуацию, когда оперативная обстановка вынуждает ее садиться в стратегическую оборону - ресурсно территория Исламского государства не способна прокормить большую армию, чем у него есть сейчас, а решительного результата ни в Ираке, ни в Сирии с наличными силами ИГИЛ добиться не может - слишком обширный фронт, слишком много противников, слишком много проблем, которые накапливаются и множатся.
Это называется тупик, который можно разрешить только одним образом - через резкое наращивание ресурсной базы, увеличение численности своих вооруженных отрядов и только после этого возобновление экспансии. Саудовская Аравия начинает испытывать по этому поводу весьма серьезное беспокойство - она продвигается в списке приоритетных целей ИГ на самый верх. При этом крайне неудачная война в Йемене, которую как раз и ведет молодой принц Мохаммед, выглядит крайне неприятно: победы над союзом Салеха и "Ансар Алла" не предвидится, хотя и успехов в Йемене у этого союза больше нет - правда, скорее по внутренним причинам, чем по причине каких-то боевых успехов саудовской коалиции. Мало того - хуситы перешли к тактике изматывающих налетов на территорию самой Саудовской Аравии. Провинция Наджран стала полем боевых действий мелких отрядов "Ансар Алла" против правительственных сил.
Логично, что именно Мохаммед поехал к Путину - ты наворочал делов - тебе и расхлебывать. Что еще может предложить саудовский принц для того, чтобы с ним начали разговаривать в такой непростой для него ситуации? Только деньги. Причем Мохаммед совсем не глуп - он знает, кому их предлагать. Россия тоже находится в, мягко говоря, сложной ситуации в связи с провалом бездарнейшей политики на Украине. И очевидно, что Путин, как ее творец (или во всяком случае, ее "покрывающий") несет перед российскими олигархами, на которых обрушился гнев хозяйского голоса из Вашингтона, свою долю ответственности. Наворочал делов - тебе и расхлебывать.
Так что собеседники нашли и вполне достойны друг друга. Общая печаль сближает.
Что может предложить принц Мохаммед в обмен на 10 миллиардов? Да, собственно, только одно - вы уж там как-нибудь впрягитесь в борьбу с мировым терроризмом и переключите его внимание на себя. Дело, в общем-то, житейское - вы русских на Донбассе в расход на пару со своими киевскими друзьями пускаете без проблем, какая вам разница, где их еще пустить? А деньги - вот они. Хрустят завлекательно.
Любопытно, что пока 10 миллиардов - это всего лишь намерение. Правда, все чин-чином - договора о намерениях подписаны, цели и задачи определены, но денег все еще нет. Они будут. Мамой клянусь - сказал принц, судя по всему. Как только - так вот и сразу.
Чтобы морковка выглядела более завлекательной, есть и еще один договор - правда, пока рамочный, без указания сумм. И тоже с саудовским фондом:
"...Помимо инвестиционного соглашения с PIF российский фонд также заключил партнерство с другим суверенным фондом Саудовской Аравии - Saudi Arabian General Investment Authority (SAGIA), который занимается привлечением прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в королевство..." Это вообще из разряда "приплыли" - получается, что саудиты свои деньги через русский фонд инвестиций хотят инвестировать в себя же. А что - нормально. Мы Западу продаем наши ресурсы в обмен на их резаную бумагу, которую затем им же обратно и отдаем, записывая это себе в баланс. Они - с сырьем и деньгами, мы - с записями в конторских книгах. Почему бы и тут такую привлекательную схему не испытать?
Выглядит все это как в старинном детском анекдоте про дурдом: "А будут себя хорошо вести, мы им в бассейн воду пустим". Слишком обильный денежный поток, который вдруг хлынул из саудовских источников на нашу пересохшую от беспробудного расточительства почву, выглядит именно так - банальной взяткой и заманухой. Вы нам - решение наших проблем, мы вам - решение ваших.
Как именно Россия в такой ситуации приступит к борьбе с международным терроризмом за саудовские деньги - вопрос непростой. Но никакого иного объяснения щедрости принца пока не просматривается - саудиты ищут наемника, находящегося в сложном положении, который не будет долго кочевряжиться.
Способны ли наши управляющие стать такими наемниками? Да легко. Это только в телевизоре мы - супердержава галактического масштаба. На деле нас вполне могут подряжать дикари из пустыни на какую-нибудь грязную работенку. Пропившемуся пьянице выбирать, кто даст на опохмелку, не приходится. Нефтегазовый кураж внезапно кончился - началась реальная ломка. Так что все очень даже к месту и вовремя.
Кстати говоря, не нужно считать саудитов какими-то гениями геостратегии. Буквально сегодня президент Обама заявил, что
США очень нуждаются в эффективном партнере в деле борьбы с ИГ. Иначе говоря, Обама прямо сообщил, что воевать он намерен исключительно чужими руками, поэтому объявляет конкурс на замещение вакантной должности "эффективного партнера". Так что и саудиты, и Обама, в общем-то, имеют в виду одно и то же. И скорее всего, имеют заранее согласованные позиции по данному вопросу. Что может Обама предложить России - понятно без слов. Америка может закрыть глаза на некоторые шалости в отношении украинской территории. На время, конечно - американцы никогда ничего не забывают, и всегда возвращаются за своим - в этом мы с ними очень похожи, кстати.
Понятно, что предложение такого рода публично никто и никогда озвучивать не будет, равно как и реакцию того, кому предложили - слишком грязно и дурнопахнуще оно выглядит. Наемники вообще всегда были кастой довольно презираемой, чтобы гордиться профессией.
Возможно, что все эти рассуждения не стоят и выеденного яйца. Просто принц Мохаммед решил, что пришло время наводить мосты с Россией и для начала решил выбросить на ветер сущий пустяк в знак своих добрых намерений. РФПИ создан для вложения в перспективные российские проекты - и как раз лютый кризис выглядит именно тем самым благословенным временем, когда нужно инвестировать в будущее. Не затыкать дыры, а думать на поколения вперед. А тут как раз саудиты мимо проходили и решили - а и правда, давайте поможем русским детям. Так что возможно все - и даже такая сугубая благотворительность.
Хотя что-то мне подсказывает, не в этом дело. Не в благотворительности. И не в добрых намерениях. Все гораздо грубее и прозаичнее.