Президент Путин
согласился с предложением Газпрома отказаться от правила "бери или плати" в отношении Украины. Явочным порядком в очередной раз Россия улучшает условия контракта для Украины. Формально - временно, но по факту этот отказ может стать постоянным.
Принцип "бери или плати" - неотъемлемая часть Гронингенской системы ценообразования, которая положена в основу всех методологий расчета цены на газ. Эта система довольно сбалансировано учитывает интересы как покупателей, так и продавцов и транзитеров газа. Специфика торговли газом заключается в его физических свойствах - в отличие от жидкой нефти газ трудно дозировать, запасать "впрок", объемы его текущих поставок ограничены пропускными возможностями трубопроводных систем, а потребление газа неравномерно и зависит от сезона. Исторически сложилась система, при которой три ключевых игрока на газовом рынке находят относительно взаимоприемлемые условия торговли этим специфическим товаром.
Ломка системы ценообразования однозначно ухудшает условия для одной или нескольких сторон этого процесса, что в конечном итоге повышает риски для всех участников рынка в долгосрочной, да и в среднесрочной перспективе. Однако Украина решает настолько сиюминутные задачи, что ни о каких сроках далее недели-месяца она не задумывается. Отсюда и абсолютно наплевательское отношение к будущим рискам.
Отказ России от принципиального положения контракта с Украиной вынужден: Россия уже почти потеряла украинский рынок: в 14 году общие объемы поставок еле дотянули до 14 млрд кубометров против почти 50 годом ранее. На объемы около 40 млрд кубометров в год распространялось правило "бери или плати", что обеспечивало гарантии Газпрому и позволяло ему планировать свою добычу. Украина сугубо по политическим мотивам сломала исполнение контракта и сумела добиться того, что ее условия стали ключевыми, причем за нарушение контракта она, по сути, так и не понесла ответственность.
При этом украинское руководство полно решимости еще снизить поставки российского газа, пусть и вопреки здравому смыслу и экономическим интересам своей страны. Учитывая, что нынешние власти Украины абсолютно марионеточны по отношению к Западу и в первую очередь США, это совершенно неудивительно.
Россия пока не нашла выхода из сложившейся ситуации. 50 млрд кубометров газа - это четвертая часть всего экспорта Газпрома, то есть, потери предельно ощутимые. Отказ от принципа "бери или плати" наносит колоссальный финансовый и производственный ущерб как самому Газпрому, так и России - но вариантов нет, так как Украина точно не будет платить, а в сложившейся политической ситуации решения судов будут весьма ожидаемо тоже политическими. "Энергетическая сверхдержава" поставлена перед весьма неприятным фактом, что с ней никто не намерен вести честный и равноправный диалог - любые договоренности и контракты идут, грубо говоря, лесом. Что делать в сложившейся ситуации, похоже, в Кремле никто не знает. Выражать озабоченность бессмысленно, да и нелепо - она просто пропускается мимо ушей.
США зачищают пространство Европы от конкурентов, заодно решая свои политические задачи. Очевидно, что к 2016-2017 годам, когда будут запущены сжижающие терминалы на Восточном побережье, Россию должны будут окончательно вышвырнуть из Украины и в значительной мере - из Европы в целом. Никаких экономических обоснований этому нет, но вопрос решается грубой силой и контролем над транзитными государствами. История с "Южным потоком" продемонстрировала, что США способны ликвидировать любые попытки самостоятельной политики стран Восточной Европы на газовом рынке. Грозные заявления Миллера,
что с 19 года Россия прекратит транзит через Украину - попытки выдать нужду за добродетель. К 19 году Украина уже и сама не будет пропускать российский газ, все идет к этому семимильными шагами. Миллера, как обычно, поставят перед фактом.
В этом смысле "Турецкий поток" выглядит не более вменяемым проектом, чем "Южный поток". Нет ни малейших гарантий, что США пропустят российский газ в Европу с этого направления,
о чем бы сегодня не договаривалась сырьевая сверхдержава Россия с европейским гегемоном Грецией. Провал проекта "Южный поток" вызвал судорожные поиски альтернативы, поэтому степень проработанности "Турецкого потока" слишком очевидна, чтобы не вызывать серьезные сомнения.
Расчет России, что она, дескать, будет поставлять газ в Турцию, а дальнейший его путь - это проблемы турок, по степени своей разумности равен безудержному оптимизму Миллера в отношении сланцевого газа: несмотря на все клятвы руководителя Газпрома, сланцевая программа США чувствует себя вполне в порядке и готова простудиться на похоронах самого Миллера. Провальные прогнозы руководства Газпрома уже привели к тотальной недооценке рисков и тому, что Россия пропустила тяжелейший удар на Украине. Сейчас Миллер столь же оптимистично и безответственно готовит России тот же сценарий в Турции. Ну, и весьма сложный вопрос с китайскими контрактами - судя по всему, там тоже радостные нотки были подпущены в победные рапорты авансом.
В итоге на сегодня Россия провалила всю свою газовую стратегию. Друзья и знакомые на ключевых постах - это, конечно, прекрасно, но только тогда, когда небо безоблачно, а в бюджет текут полноводные реки долларов. Тогда и бывшие заведующие гостиницами могут смело рулить ключевыми отраслями, щедро финансируя разнообразные безумные имиджевые проекты типа покупки футбольных звезд (ну не отставать же от законодателя мод Абрамовича!).
Но когда вопрос касается стратегических провалов по всем направлениям - такой принцип подбора кадров вызывает серьезные вопросы. Проблема в том, что кроме отвратительного подбора кадров, действует и не менее отвратительный принцип тотальной безответственности за провалы любой степени катастрофичности. Именно поэтому сегодня Путин обсуждал с Миллером вопрос очередных уступок Украине вместо ознакомления Миллера с указом о его отставке. Да и в приемной Миллера вряд ли ждали представители Следственного комитета. Поэтому все остается по-прежнему. Всё в порядке - падаем.