Волнения в Гонконге практически сошли на нет. На чем вопрос о цветной революции в Китае сам собой закрылся.
Понятно, что сугубо эмоционально внешняя похожесть событий в Гонконге на события запуска Арабской весны или Майдана, "Бульдозерной революции" в Югославии или "революции роз" позволила делать предположения о том, что и здесь мы имеем дело с рукой Госдепа, однако принципиальной ошибкой тех людей, которые придерживались подобной точки зрения стало нежелание системно и рационально подойти к проблеме.
Нацистский Цензор.Нет взахлеб печатал фотографии Варламова, с удовольствием демонстрируя надписи на щирой мове
"Цветная революция" - это переворот, маскирующийся под народные волнения. Здесь совпадения налицо. Однако целью любого переворота всегда и везде является власть. Нелепо полагать, что власть берется на периферии, пусть и являющейся критически значимой. "Цветная революция" в уездном городе - звучит глупо. Как элемент запуска событий в столице - возможно. Но у гонконгских протестов не было ни единого лозунга, интересного для жителей Пекина. Да и для жителей континентального Китая - тоже.
Есть несколько более здравое предположение, что США, которых, кстати, Китай и обвинил в инспирировании протестов, могли попытаться поиграть с сепаратизмом, однако пока нет ни одного примера, где бы США вообще пытались использовать технологии "цветных переворотов" для подобных задач. В Синцзяне Штаты прекрасно работают с террористическими группировками и их политическими организациями типа того же Всемирного уйгурского конгресса. Любые волнения в Синцзяне немедленно перерастают в вооруженные столкновения - а вот в Гонконге хипстеры испугались угрозы исключения из университета. С такой мотивацией говорить о вооруженном сопротивлении не приходится.
Почему Китай обвинил Вашингтон - вопросов нет. Иначе пришлось бы обвинять себя в некачественной политике. Вообще, сам факт того, что политика китайских властей постоянно дает сбои на периферии, говорит о многом. Неравномерное развитие - цивилизационный бич Китая. Практически все известные распады страны и катастрофы происходили из-за недопустимого разрыва в темпах развития разных регионов, как правило, по линии побережье-континентальная часть.
Гонконг - динамично развивающийся регион. Снижение темпов его развития вызвало существенные проблемы, которые вряд ли связаны только с его возвращением в объятия исторической Родины. Здесь и общий мировой кризис, и необходимость корректировки высоко задранной планки темпов роста, но "рассерженные горожане" везде одинаковы - что в Москве, в Киеве, Нью-Йорке или Гонконге. Они желают продолжения банкета, дешевых кредитов, постоянно повышающейся зарплаты, трепетного отношения к ним, как к совести и мозгу нации. Отсюда и протест, отсюда и стандартные провалы политики разных государств по отношению к этой капризной и непригодной к жизненным трудностям категории населения.
Скорее всего, протесты в Гонконге имеют сугубо внутреннее происхождение. США были бы и рады впрячься в события, но не понимают как именно это делать в конкретных китайских условиях, и не имеют в Китае тех позиций, которые они имеют в странах переходной демократии с их продажной номенклатурой и дезориентированным населением. В Китае этот номер почти получился, когда "китайский Горбачев" Ху Яобан запустил процессы, подозрительно напоминающие советскую перестройку в ее наихудшем варианте. Трезвомыслящая китайская верхушка пресекла развал страны, но ей пришлось заплатить за это событиями 89 года на Тяньаньмэнь.
С тех пор паранойя китайского руководства по отношению к подобного рода процессам практически закрыла перед США возможность использовать привычные технологии сноса неугодных им режимов. Хотя они честно пытались отработать везде, где только представлялась возможность, но в конечном итоге стратегия войны с Китаем приобрела совершенно иной вид, чем со всеми остальными. Окружить и задушить - вот, собственно, основные пункты этой стратегии. Пожалуй, только Иран для американцев стал таким же твердым орешком, и в некотором смысле, Сирия. Сколь врачи не старались, больной категорически не желает умирать.
Тем не менее, Китай в Гонконге дал очередной сигнал, что в его внутренней политике есть очень серьезные проблемы. События Occupy Central, надо понимать, будут внимательно изучаться противниками Китая. Какие выводы будут сделаны - совершенно неизвестно, но как раз американцы неоднократно доказали, что способны к очень быстрому обучению и корректировке своих планов. Чему они научились на этих событиях, как водится, покажет время.