Павел Астахов сообщил, что
за последние сутки в Россию въехало рекордное число беженцев - 7 тысяч человек. Это, конечно, пиковое число, в определенном смысле флуктуация. Однако нужно понимать, что очень немалое число людей прорывается и въезжает в Россию безо всякой официальной регистрации. Пока основная масса все-таки проходит через официальные коридоры, но судя по всему, доля нелегально въезжающих будет расти.
7 тысяч за сутки - это два с половиной миллиона в годовом исчислении. Вряд ли число беженцев из Украины достигнет таких запредельных величин, но то, что мы должны быть готовы к приему и размещению даже не десятков, а сотен тысяч человек, это факт.
Дело не только в боевых действиях. Растет вероятность наступления полномасштабной гуманитарной катастрофы - нехватка воды, продуктов, медицинской помощи вынудят людей бежать, спасаясь не только от бомбежек и расстрелов.
Вчера Элла Памфилова докладывала о ситуации Путину, и он пообещал дать поручение Администрации президента оказать содействие ей, как уполномоченному по правам человека, в этом вопросе. Говоря иначе - до вчерашнего дня проблема решалась несистемно и зависела в основном от доброй воли сталкивающихся с ней чиновников:
Проблема растет, и уже понятно, что ее масштаб будет немалым. Россия уже сталкивалась с подобными ситуациями в начале 90 годов, когда русские были вынуждены массово бежать с окраин бывшего СССР. В значительной степени люди сами решали свои проблемы, сталкиваясь с традиционным отношением чиновников: "Мы вас туда не посылали". Будут ли госслужбы как-то иначе решать нынешнюю ситуацию, покажет время. Однако масштаб и традиционная неготовность к ней могут привести к повторению пройденного. То, что на словах этих людей на самом высоком уровне называют соотечественниками, не слишком помогает им спастись от карателей-нацистов. Поможет ли звание соотечественника им, как беженцам?