Вполне возможно, что
выступление Путина на Петербургском форуме может иметь значение, сравнимое с его "мюнхенской речью", тем более, что в нем прослеживаются прямые аналогии. Я со скепсисом отношусь к определениям "эпохальные" или "стратегические" решения, но в данном случае это выступление явно не носит дежурный характер.
Смысл предложения Путина - Россия должна стать мировым лидером в трансформации энергии. Сказанное коренным образом меняет прежнюю концепцию "мировой энергетической сверхдержавы", которая может предложить поставки любого количества энергоносителей в любую точку земного шара - о чем, собственно, и было сказано в Мюнхене.
События, которые последовали за Мюнхеном, показали уязвимость концепции мирового поставщика энергоресурсов. Борьба за пути доставки, развернувшаяся после Мюнхена, продемонстрировала, что не очень большими усилиями можно создать сильнейшее напряжение и даже прервать в любом узком месте такие поставки - либо сделать их невозможными. Держать под контролем все "узкие места" в мире будет стоить слишком дорого.
Соединенные Штаты уже действенным образом доказали, что в современных условиях прежние подходы прекратили работать - геополитическая борьба за ресурсы буквально в одной точке мира - Ираке - обошлась им слишком дорого. Повторять печальный опыт уже в геоэкономике - борьбе за пути доставки - России совершенно не улыбается. В общем-то, резкое торможение наших действий на Украине связано, судя по всему, именно с пониманием опасности повторения даже не советского опыта Афганистана - а американского в Ираке. Проблема в том, что у России нет других действенных инструментов борьбы, кроме чисто военного - и поэтому ситуация на Украине для нас "подвисает" в воздухе.
Как не нужно делать на Украине - уже понятно, что нужно делать - еще нет.
Речь Путина в Петербурге, похоже, становится попыткой найти непрямой ответ на возникшую угрозу прежней концепции. Если нет возможности гарантировано "завалить" рынки энергоносителями, тем самым взяв под контроль мировую ценовую политику, и с этой точки встраиваться в новый миропорядок в качестве одного из центров силы, то можно попробовать начать игру в на рынке трансформированной энергии - существенно диверсифицировав риски. Одно дело, когда ты поставляешь только газ или нефть, другое - если ты производишь десятки и сотни наименований и видов продуктов их переработки в любых потребных рынку количествах. Суть остается прежней - ты имеешь возможность, манипулируя объемами производства, контролировать мировые цены, однако распределяешь риски на гораздо более широкий перечень производимой продукции, в основе которой все равно лежит энергия.
Довесок в виде добавленной стоимости тоже имеет важное значение, однако куда как важнее возможность такого контроля.
Если Путин высказал своё предложение, имея перед собой хотя бы общую программу действий, вытекающую из него, то можно сказать, что для страны предложен принципиально новый путь развития - хотя и в прежнем направлении. Целью продолжает оставаться изменение существующей однополярной системы мира, которая за прошедшие со времен Мюнхена 7 лет вошла в катастрофический кризис, рискующий похоронить под собой вообще всю современную цивилизацию.
У концептуальных выступлений есть критерий, который довольно быстро демонстрирует - было ли это выступление продуманным или спонтанным. Это практические решения. Заявленная Путиным программа лидерства в трансформировании энергии - это вообще-то заявка на колоссальное строительство новых заводов по переработке газа, нефти и других энергоносителей - причем не только в России, но и по всему миру. Такую программу не спрячешь даже на этапе ее разработки, и уже в ближайшее время станет понятно, насколько серьезной является такая программа развития страны.