Иран-Саудовская Аравия. Бескомпромиссное противостояние

Sep 25, 2013 12:00

Несмотря на ощутимое противодействие «ястребов» с каждой стороны, Иран и США пытаются нащупать точки соприкосновения. Выступление иранского президента на Генассамблее дает шанс и на прекращение жесткого противостояния с Израилем.

Все эти возможности пока зыбки и неявны, однако в событиях прослеживается определенная закономерность - в них нет места Саудовской Аравии. Более того - иранцы вполне прозрачно с неделю назад увязали события в Сирии с ситуацией в Бахрейне, в котором тоже нужно посредничать в урегулировании противостояния власти и оппозиции.

Иран при этом вполне спокойно реагирует на сирийскую ситуацию, видимо, отдавая себе отчет в том, что стратегически США не способны переломить ход идущей там войны. Это можно объяснить тем, что ключ к этой войне находится не в Вашингтоне. Главный двигатель и финансист этой войны - Эр-Рияд.

Проблема Саудовской Аравии заключается в том, что она не может позволить себе как Катар, тихо слиться в сторонку. У Катара нет проблемы шиитского меньшинства, у него вполне рабочие отношения с Ираном, он доказал свою лояльность нынешней администрации США, без истерик сменив казалось бы незыблемый дуэт двух Хамадов - эмира и премьера. Саудовская Аравия, признав свое поражение в Сирии, немедленно спровоцирует проблемы сразу в трех своих болевых точках - в Бахрейне, Эль-Хасе (Восточной провинции) и Асире. Поэтому для нее не существует дилеммы - продолжать войну или нет.

В таком случае позиция Ирана вполне прозрачна - он может пойти на уступки и в вопросе ядерной программы, предоставив доступ инспекторам МАГАТЭ на спорные объекты, в частности, в Парчине. Он может пойти на определенные уступки в Сирии. Более того - Иран делает шаги в направлении Израиля, что год назад было просто немыслимым. Но все эти компромиссы преследуют одну-единственную цель - Иран будет требовать признать свое право на поединок с Саудовской Аравией без вмешательства третьих сил. Только так он сможет завершить войну в Сирии с положительным для себя балансом. Только так он сможет гарантировать свое лидерство в борьбе с расплодившимися без меры террористами региона. Собственно, более никто и не может обуздать эту силу.

Именно это и входит в противоречие с планами американских «ястребов», цель которых состоит в хаотизации региона, и для которых «Аль-Кайеда» - инструмент для решения этой задачи. Сдавать ее - означает поставить крест на всей доктрине, чего, конечно, никто допускать не намерен.

Тем не менее, власть пока находится в руках Обамы, придерживающегося иных доктринальных воззрений. И пока он принимает решения. С трудом, с оговорками, делая шаг вперед и два назад - но делая. Провокация в Восточной Гуте чуть было не обрушила всю выстраиваемую им конструкцию, и пока опасность обрушения не ликвидирована.

Нет никаких сомнений в том, что за этой провокацией может последовать новая (или новые). Слух, пущенный несколько недель назад о готовящейся химической атаке террористов против Израиля, оказался слухом, но он более чем логично вписывается в необходимость срыва урегулирования отношений между США и Ираном (а возможно, что и Израиль может подключиться в той или иной степени к этому процессу).

Существует немалая вероятность того, что саудиты и их американские сюзерены решатся на более знаковую провокацию, целью которой будут либо сами США, либо на худой конец, Израиль. Что-то типа 911, который произошел настолько удачно и вовремя, что одно это заставляет сомневаться в его официальной трактовке. Периодические слухи о готовящихся на территории США терактах с применением оружия массового поражения могут быть просто слухами - но объективная заинтересованность весьма влиятельных сил в таком развитии событий заставляет относиться к ним вполне серьезно. Во всяком случае, если верна информация о деталях визита принца Бандара в Россию, то она говорит о том, что саудиты вполне готовы идти напролом. Им терять в общем-то, нечего.

Саудовская Аравия, Израиль, США, Иран

Previous post Next post
Up