Как микросенсацию, информационные агентства передали сообщение о том, что Катар намерен потратить на проведение чемпионата мира по футболу в 2022 году 200 миллиардов долларов - в 10 раз больше России. Однако магия цифр при сколь-либо внимательном рассмотрении превращается во вполне обыденный и в некотором смысле будничный проект, хотя масштаб его, конечно, поражает.
В ходе реализации стратегии модернизации страны, которая стала основой деятельности прежнего эмира ХАмада, выяснилось, что инвестиционная деятельность, которой было решено обеспечить будущее страны и династии, является делом объективно рискованным. Жизнь сложна, экономика далеко не всегда радует своим ростом, и поэтому гигантские доходы от торговли газом нужно вкладывать не только в инвестиции через государственный инвестиционный фонд, но и в саму страну. Было принято решение создать в Катаре колоссальный транспортный узел не только регионального, но и мирового значения.
Этот транспортный хаб должен был состоять из международного аэропорта, морского порта, железнодорожного сообщения с материком, соединяющим Катар, Саудовскую Аравию, Северную Африку и Европу. Масштабы строительных работ можно оценить, если учесть, что только на строительство аэропорта еще в 2009 году было решено выделить 27 миллиардов долларов. Морской порт должен был стать самым крупным портом Залива, потеснив по грузообороту Басру, а кроме того, быть объединенным с военно-морской базой, также самой крупной из всех имеющихся в пределах региона Ближнего, Среднего Востока и всей Передней Азии. При этом Катар рассчитывал на перемещение военно-морской базы США в Бахрейне к себе, сосредоточив таким образом на своей территории крупнейшую авиабазу и военно-морскую базу Соединенных Штатов. Очевидно, что сам факт присутствия на его территории столь мощного контингента США гарантирует безопасность Катара.
Чемпионат мира, намеченный на 20 год, удивительным образом совпадает со сроком окончания работ по строительству этого исключительно сложного и масштабного проекта. Только вот сам чемпионат мира больше похож не на цель строительства, а на презентацию. Большую, помпезную - но именно презентацию проекта.
Десяток стадионов, которые нужно будет выстроить к чемпионату, составят весьма незначительный довесок к общим тратам. Судьба этих стадионов туманна, однако нынешний эмир, курировавший катарский спорт, будучи кронпринцем, возможно, сумеет использовать эти сооружения, целесообразность которых выглядит пока весьма и весьма слабой. В Катаре не наберется столько населения, которое сможет заполнить разом все места на этих стадионах. Однако помпезность презентации стоит того - если Катар сумеет добиться намеченных целей, предполагается, что его доход от эксплуатации транспортного хаба должен достигнуть 60-70 миллиардов долларов в год. Плюс около 10 миллиардов дохода от туризма, на который также делается весьма серьезная ставка. На этом фоне 10 миллиардов, которые предстоит затратить на сугубо спортивные сооружения, выглядят вполне незначительными и способными "отбиться" в очень короткие сроки.
Скорее всего, в увольнении бывшего премьера Хамада бен Джассема ат-Тани немалую роль сыграли соображения, связанные с чемпиолнатом мира. Легендарное воровство эмира Хамада давно стало притчей во языцех, и держать его поблизости от таких сумасшедших денег выглядело явно опасным мероприятием. Козел в огороде мог показаться сущим младенцем по сравнению с Хамадом бен Джассемом возле ассигнований на это мероприятие.
Не совсем ясной остается судьба высокоскоростной железнодорожной магистрали. Война в Сирии велась с расчетом и на нее. Эта магистраль должна была пройти через 4 страны - Саудовскую Аравию, Иорданию, Сирию и Турцию. Насколько теперь реален сирийский участок - сказать сложно. Однако формально эмир Тамим к деяниям своего папы отношения не имеет, Катар с первых дней царствования Тамима ведет себя в отношении сирийской войны пока крайне сдержанно. Очень возможно, что за небольшую компенсацию Катар сможет найти решение этого вопроса. Тем более, что компенсация выглядит вполне увесистой - от шейха Хамада бен Джассема осталась пустяшная собственность в виде недостроенных туристических и гостиничных комплексов в Латакии.
Их ценность в том, что они расположены вне зоны боев и пребывают в очень высокой степени готовности. Стоимость всех этих комплексов до войны оценивалась в сотни миллионов долларов. Это, конечно, мелочь по сравнению с ущербом, нанесенным войной, но здесь главное - начать. Тонкость в том, что право собственности на Востоке священно, и без дозволения Катара просто так взять и экспроприировать эти инвестиции сирийское правительство не может. Так что у Тамима есть все шансы решить проблему, доставшуюся ему от папы.