В негласном, хотя особо и не скрываемом соревновании между Катаром и Саудовской Аравией за региональное лидерство в последние две недели сменился лидер. Скорее всего, ненадолго, однако видимые признаки этой смены налицо.
Слишком симптоматичным является военный переворот в Египте, практически синхронизированный с отставкой эмира Хамада и сдачей новым эмиром Тамимом "братьев-мусульман" по всему региону. Более того - египетские события были заметным образом инициированы в начале мая, когда во весь рост заявило о себе молодежное движение Тамарод, укомплектованное отборными и проверенными кадрами из движения "Кефайя", стоявшим за Тахриром образца 11 года. И именно в это время американские эмиссары стали челночить в Катар, обсуждая сроки и порядок передачи власти в эмирате.
Египетские военные, скорее всего, были прекрасно осведомлены о первых шагах нового эмира, и подготовились к перевороту ровно в тот момент, когда Мурси был поставлен перед фактом прекращения помощи со стороны Катара. Скорее всего, и для него это новостью не являлось, как и для египетских "братьев", так как примерно с мая месяца в движении наметился если не раскол, то брожение. Часть лидеров движения начала отчетливо мигрировать по другим, пусть и дружественным политическим организациям. При этом возникла коллизия - в случае распада движения на несколько фракций каждая станет считать себя настоящими и "правильными" братьями-мусульманами, и это неизбежно спровоцирует раскол уже не только в организационном, но и идеологическом поле. Отставленный в сторону духовный наставник Юсеф Кардауи ушел в тень, так как пока не совсем понятно, кого именно персонально ему нужно поддержать.
В ситуации подобного брожения военные более чем очевидно согласовали свои действия с Саудовской Аравией. Это подтверждается скоростью, с которой Королевство признало хунту и приняло решение о предоставлении временной администрации существенной помощи в размере 5 миллиардов долларов. К помощи присоединились и Объединенные Арабские Эмираты, что говорит об их полной уверенности - братья-мусульмане в Египте ушли надолго, если не навсегда. Дело в том, что в ОАЭ братья-мусульмане находятся под запретом как организация, обвиняемая в попытке государственного переворота. Уже поэтому готовность ОАЭ оказать помощь и поддержку хунте явственно говорит об уверенности шейхов в окончании эры правления ихванов.
Общий размер помощи тоже выглядит крайне немалым - Саудовская Аравия потратила на войну в Сирии за истекший год сопоставимую сумму, и это тоже свидетельствует о том, что Королевство намерено сосредоточиться на Египте, как одном из основных направлений своей сегодняшней региональной политики. Возможно, что Сирия может уйти на второй план, хотя и там саудиты сумели оттеснить Катар. Сирийская оппозиция избрала своим предводителем человека, связанного и идеологически, и даже семейно с Саудовской Аравией. Катарская кандидатура не смогла набрать достаточного количества голосов.
Однако Саудовская Аравия без особого восторга относится к сирийской оппозиции, отдавая себе отчет в ее недееспособности и отсутствии влияния на боевые группировки. Скорее всего, победа Королевства и на этом направлении достигнута в первую очередь "впрок". Если есть возможность опередить соперника - отчего бы не воспользоваться ситуацией.
Так или иначе, но Египет явно выходит на первое место в региональной политике. Сирия важна, но упорство Асада в защите своей страны вынуждает аравийских монархов искать другие точки, где они сумеют утвердить свое влияние. Египет, который за два с половиной года вселенского бедлама вполне дозрел, становится весьма привлекательным в этом отношении.
Египетская элита, выпустив руль из рук, похоже, пошла на сделку - власть в обмен на собственность. Точнее, на часть собственности. Лучше потерять часть, чем вообще все. Отчаянное положение Египта сейчас настолько отчаянно, что привлекательные активы явно будут стоить дешевле их справедливой цены, а кочевряжиться по вопросу продажи стратегических объектов уже не получится.
Но списывать со счетов Катар явно преждевременно. Скорее, Тамим, Моза и Мохаммед аль-Аттыйя обладают информацией о ситуации в самой Саудовской Аравии. И ушли в тень, предоставляя право Королевству продолжать расчищать площадку для будущих проектов. И как только в самом Королевстве наступят всевозможные неприятные события, которые прогнозируются как весьма вероятные, катарские проектировщики вновь могут выйти из Сумрака.