Attention: под катом сплошной флуд, махровое графоманство и не прикрытая никакими фИговыми фактами отсебятина - подумайте, стоит ли вам тратить на это свое бесценное время. Это не шутка, а предупреждение…
Ах, все-таки, вы здесь! Ну что ж, пеняйте на себя.
Речь вообще-то пойдет об оформлении столь любимого нами напитка. Тема избитая, как случайный болельщик Зенита на фанатской трибуне Спартака. Сказаны и написаны тысячи изящных слов о традициях, благородных формах, стиле и банальной функциональности емкостей, которые есть не только собственно носители элея, но и отчетливый визуальный посыл потенциальному покупателю. Т.е. нам. Т.е. и мне тоже. И вот как я это вижу.
Удивительно, но по мере накопления некоторого покупательского и потребительского опыта любой винолюб в новом магазине практически безошибочно, буквально с первого взгляда определяет who is где, т.е. где лежат французы, где итальянцы, где немцы, а где испанцы. А во французском разделе невозможно спутать полки бордосцев с полками бургундцев. Конечно, первую скрипку в процессе такой ориентации играют узнаваемые бутылки (те, с которыми уже имел выпивон), но есть в региональном оформлении всегда некий общий дух, общий стиль, определенная узнаваемость, трудно это с чем-то спутать.
И главную роль здесь играет собственно форма бутыля. Оставим в стороне классические пропорции и всякие утилитарные подробности о функциях покатых плечей и донного пунта (так, кажется, называется эта загадочная выемка?) - по сути, напиток богов разливается в бутылку либо бордосской, либо бургундской формы. Да, чуть не забыл, речь пойдет только о красном - у белых тоже своя интересная песня, но это как-нибудь в другой раз.
Причем зачинатели мод на бутылочные формы (да и вообще, объективно, - первые скрипки в мировом винном оркестре) сами так строго чтут эти неписанные (действительно - неписанные?) правила (т.е. бургундское - только в бутылке бургундской формы, бордосское - соответственно, только строго наоборот), что невозможно вспомнить хотя бы единичных исключений. Т.е. каким бы ты не был отщипецем-гаражистом, подрывателем основ и местным Че Геварой от виноградной лозы, окружающие могут стерпеть все твои выходки и прихоти. Кроме одной - розлива в емкости стана конкурентов.
Возьмем для примера пару первых попавшихся типичных представителей этих стилей.
Пару? Протри глаза - здесь же три бутылки! Ну да, три. Монстро справа - это такой мутант от классической бордосской формы, получивший в последнее время столь широкое распространение (в основном в Новом Свете, но не только), что есть все основания выделить его в отдельный бутылочный подвид. Назовем его условно новосветским.
Бордосец строг в оформлении. Прямые линии, веками выверенный изгиб плеч, классические пропорции. Этикетки большинства вин из Бордо узнаваемо минималистичны - темный текст на светлом фоне плюс контуры шато в разных вариантах. Кстати, традиция определена банальной экономикой - в период становления бордосских шато (да и вообще всего дофилоксерного виноделия) полиграфия была не развита - черный текст на белой бумаге был не только самым экономичным, но и вообще подчас единственно возможным вариантом оформления. Теперь вот фантазии ничем не ограничены, но вот блин традиции… Опять же экономия - причина нечастого использования бордолезами контр-этикеток, вино тогда было повседневным продуктом, а не трендом, модой, инвестицией, символом богатства и статуса. Каждый сантим себестоимости был на счету.
Бургундская бутылка - широкие бедра и длинная шея, тоже, разумеется, классика, тоже, в своем большинстве по той же причине, светлые этикетки с темным текстом, но шрифт как правило, готичнее, да и вольностей в оформлении чуть поболее (вот здесь, например, на этикетке чудесный дамский профиль). Стекло светлее и легче, чем у бордосцев.
Новосветский гигант играет могучими, выдающимися за основные габариты плечами, сам выше, толще и существенно тяжелее собратьев. Вес в руке такого монстра вызывает естественное уважение, а серьезный внешний вид навевает мысли о коктейле Молотова и поножовщине в портовой таверне - что голову бичу проломить, что увесистой розочкой шантрапу покровянить (справедливости исторической ради - для близкого боя розочка из бургундской бутылки куда как функциональнее, «бургундка» и разбивается легче, и в руке сидит удобнее. Это я вам как ветеран говорю). В силу отсутствия традиций этикетку у таких бутылей часто уделывают, как бог черепаху - пример на картинке как раз скорее исключение.
Попробуем наших героев слегка приодеть. Например, вот так:
Бордосец слева - истинный англицкий джентльмен. Благородство, интеллект, вековые традиции, старые деньги, предсказуемость и многолетняя воспроизводимость. Логика терруара, сортового состава и миллезима. Именно так в обобщенном виде воспринимается вино из Бордо. И любое другое вино из совершено иных регионов, если оно рядится в «бордошные» одежды, в той или иной мере следует вышеперечисленным винодельческим принципам. Из знаковых регионов назовем испанские Риоху, Риберу дель Дуэро, Приорат с Монсантом, в Италии всю Тоскану со всем ее букетом подрегионов и стилей, калифорнийское каберне, да что там Калифорния - бордосские сорта в любом регионе мира льют в бордосские бутылки, было бы странно, если бы было бы иначе. В любом случае бордосский стиль выглядит определенно мужским воплощением винной идеи. Что бы мне не говорили про женственность вин из Марго…
Бургундия. Для тех, кто в танке - персонаж в центре. А вот это несомненно Дама. Дама настоящая, легкомысленная, ветреная, непостоянная, «вся такая противоречивая» (с). Каприз-каприз, больная голова, «женская логика», песочно-воздушные замки, томные взгляды и глубокомысленные обещания против суровой реальности «нет» без каких-либо разумных объяснений («ты ж мине пидманула…»). И каким бы искушенным винным Казановой ты не был, замрешь все равно в изумлении перед воинствующей дамской нелогичностью винного бургундского бытия. Вроде все учтено, год, производитель, надел, крю, ан нет - почти всегда лотерея, всегда вызов, цыганский пасьянс и кофейная гуща. Но и удовольствие, которое неожиданно можно получить от бургундского, сравнимо только…, ну, в общем, вы понимаете))). Оппоненты могут мне возразить (и будут совершенно по-своему правы)- а как же известные мускулинные вина из, например, Шамбертена или Помара, ну что ж, да, замечательные исключения, только подчеркивающие общее правило. Кстати, и мужик может быть по-дамски капризен))). В колее «дамского» бургундского стиля (как в оформлении, так и в восприятии) во Франции следуют определенно вся красная Лаура, и вся Рона. Как можно, спросит сомневающийся знаток, пряные ронские вина отнести к капризному «дамскому бургундскому» стилю? Можно, особенно Северную Рону, каприза и непостоянства здесь заметно меньше, но результат все равно весьма непредсказуем, а в плохие годы - и подавно. Южная Рона, оформлением весьма похожая на Бургундский стиль, тем не менее, стилистически очень другая (особенно, когда в Шатунефах к довольно прозрачному во вкусовом плане сира подмешивают коварный и совсем не женственный гренаш). И внешний вид Шатунефов с тяжелыми бутылками, существенно более темным стеклом и барельефом ключей Святого Петра не стремиться к классической бутылочной женственности. Но, все равно, это - бабы дамы, дамы в стиле Рубенса, Малявина, в крайнем случае, бабы дамы из бани Зинаиды Серебряковой. Из тех, «что слона на скаку остановит, и хобот ему оторвет»… Тут не до капризов и слюней, тут все серьезно: взялся за коленку - женись! Или улыбайся беззубо приветливым реаниматорам, это если повезет… Дальше - еще серьезнее и еще более спорно: южно-рондский стиль копируют австралийские ширазы, какая уж тут женственность при баснословной их алкогольности и экстрактивности - в «дамских» бургундских бутылках эти животные выглядят как минимум пародийно. Виноделы, правда, это чувствуют, утолщают стекло, увеличивают пунт, навинчивают винт на своих бургундских бутылках вопреки бургундскому же стилю, и все чаще льют своих монстров в бордосские или вот в эти новосветские формы, что стилистически есть более верно.
Еще из заметных «пробургундских» (как бы - дамских) регионов можно назвать Южную Германию, Австрию, Северную Италию, Новую Зеландию, разумеется, в той их части, которая определена сортом - пино нуаром. А если не пино? Ну вот тогда, например, Барбареско - довольно четкая определенность как с «дамским» стилем вина, так и с оформлением. Или вот еще - Амароне. Спорно? Спорно. Но остаточная сладость компенсирует плотность и градус, сложности амароне не занимать, да и противоречивости (в смысле нестабильности вкусовой палитры и качества) тоже хватает. И у кого повернется язык назвать амароне не женственным вином?
А что с новосветским чудом? А вот именно то, что изображено - подчеркнутые, до карикатурности, хвастовство, агрессивность и мускулинность за счет суперэкстракта (подчас кажется, что не только из перезрелых ягод, но и из всего, что могло случайно или нарочно попасть в ферментационный чан - черенков, листьев, травы, земли, насекомых и мелких грызунов), вкусового напора, бешеного танина и безумного алкоголя. Все наружу, напоказ, как белоснежные зубы в голливудской улыбке. В общем, мачо, латинос. Что не значит хорошо или плохо. Мало того, даже в таком агрессивном стиле вполне допустима сложность, глубина, разнообразие и определенное очарование. И далеко не все такие вина есть банальные «фруктовые бомбы» в избитом пропаркеровском стиле, встречаются отменные образцы. Но и утонченным балансом страдают редко - все-таки утонченность не есть основное блюдо в меню таких бодибилдеров.
Вот так примерно выглядят мои ощущения от того месседжа, который несет в себе оформление бутылки красного вина. А вот, кстати, пример странного месседжа, прямо когнитивный диссонанс - итальянское пино в могучей и тяжеленной новосветской бутылке, как вот воспринимать такой посыл?
Если винодел сделал это сознательно, то ожидать нужно совершенно нестандартного вина, ничего общего с бургундскими тонкостями. Пусть даже вкусовая палитра будет и характерной для сорта, но амплитуда и общая винная движуха будут совсем другими.
А причем здесь сексуальные ориентиры Бароло, имеет полное право спросить заскучавший читатель. Да притом, что как раз Бароло, наверное, есть единственная на винной карте область (из, разумеется, знаменитых), которая совершенно не определилась, какая форма бутылки ей больше к лицу. Возьмите иллюстрированные результаты любой панельной дегустации бароло - и там бутылок бургундской и бордосской форм будет примерно поровну. И стиль вина бывает ну очень разный. Что, с учетом вышеприведенных гендерных аналогий и говорит о его (её?), Бароло, бисексуальной сущности…
Не судите строго. Сам готов с собой спорить до хрипоты.