Итоги 2020. Тоскана. Часть первая, весенняя.

May 05, 2020 12:16

Внеплановый излишек свободного времени, да ещё практически взаперти привел к неожиданным результатам. Подумалось, почему я мучаю читающих мои графоманские отчеты только раз в году, холодным январем, вываливая тонны плохо перевариваемых картинок и печатных знаков на измученные нарзаном праздничным изобилием желудки и души винолюбителей. Решил изменить себе и попробовать избавляться от впечатлений по мере их накопления. Т.е. вот наберется 5-6 вин одной примерно категории (страны, региона, стиля) - и вперед, не дожидаясь конца календарного года. Нет, на январь, наверное, что-то останется из редкого, неохваченного винного, да и крепкое тоже, вероятно, сохраню для общего единого обозрения. А там - посмотрим.

Поэтому, встречайте внезапные первые итоги года 2020. Пройдемся по красным тосканским (не только несколько неожиданно для меня давших откровенную слабину в массе на данном конкретном временном отрезке, но и открывших пару бриллиантов).



Начнем от худших, но двигаться будем к самым лучшим.

Pagani de Marchi Olmata IGT Toscana 2010.  Интересно, что когда-то, уже довольно давно, в 2015 году, были куплены три бутылки этого вина, ибо магазинная акция была "3 по цене 2". Две предыдущих как-то растаяли в истории, осталась вот эта, последняя. Но вот в памяти от предыдущих сохранилось очень неприятное впечатление, почему, собственно, последняя и была отложена до лучших времен. Но решил, что хранить далее - смысла нет никакого. Внешне - странноватое оформление: вытянутая темная бутылка, довольно легкая и компактная, главная этикетка ярко-красная, информационно минималистичная, снабжена изображением какой-то античной скульптурной фигурки с амфорой на плече. Не очень впечатлительно. Основная информация - на красном же обороте, к счастью, не перекрытым отечественной контрой. Из оборота ясно, что в составе вина традиционная для Тосканы смесь санджовезе, мерло и каберне, выдержанная год в дубе и год в бутылке. Всего выпущено 9000 бутылок. Открыто для дружеской компании в самом конце марта, практически перед всенародным карантином. Довольно стандартный цвет с легким уклоном в вишнево-красное. Есть эффект непрозрачности (не превратившийся в проблему с осадком в концовке). Обод узкий, кроваво-красный; слезки редкие, довольно быстрые. В запахе сразу же заметны затхлые тона, чуть сдобренные перезрелым фруктом и сосновой корой, в принципе запах приемлемый, но не более. Недостатки аромата заметно усиливаются во вкусе - декаданса становится чересчур, перезрелость поверху, есть даже гнилостные нотки. И тоже, в принципе, не смертельно, пить можно, но вот есть общее ощущение скомканного, деструктивного вина, не питкого, не гастрономичного, но при этом без очевидных признаков какой либо винной болезни. С трудом, но вино было выпито до конца, благо, заявленный алкоголь (14%), наверное, реально уже сник до более слабого градуса. Совершенно понятно, почему пять лет назад это вино было мною забраковано. ИО 5,5. ДО 0,75+1+1+1,75+0,25=4,75. Итог - никудышное поило, недостойное не только звания супертосканы, но и тех невеликих денег, которые за неё просят (около 20 евро).

Tenuta Argentiera Opheliah Maria IGT Toscana 2010.  Одно из топовых вин известной тосканской винодельни, чистое каберне, полтора года во французском дубе, после еще год в бутылке. Подарочный деревянный пенал, большая, тяжелая бордосская бутылка темного стекла с классической светлой этикеткой в бордо-стиле (с изображением собственно винодельни) и с золотой окантовкой. Не могу отделаться от ощущения, что название (да и оформление) - визуальный закос под знаменитую Орнелайю. Открыто не без доли торжественности в начале января, под вполне еще праздничный вечерний стол. Средневинный цвет вина в бокале ничем не выделяется, хотя определенная мутноватость не предвещала хорошего (забегая вперед - заметный снизу осадок, частично прилипший к стеклу бутылки). Слезки обильные, мелкие, окрашенные, среднескоростные. Аромат оставляет двойственное впечатление, он вроде бы и заметный, активный, но ощущение от него скомканное, винное, но бесхарактерное. Вкус более определенный. Он откровенно склонен к кислому, слегка водянист, на основе кислоты строится очевидный винный стержень, но вкусовым мясом он обрастает очень слабо - другие вкусовые координаты откровенно запущены. При богатом воображении можно выхватить из кислого потока некоторую вторичность - сухую грибную смесь, мокрую кожу и мокрый базальт, но все это на уровне вкусового шума. Оставил меньшую половину на подумать, получилось - на двое суток, никаких изменений (кроме осадка) обнаружено не было. Вино есть, оно в принципе съедобное, но от напитка таких амбиций пьющий вправе ожидать существенно бОльшего. Кстати, из критики есть только довольно сдержанные 90 баллов от WS (но и на них вино не наработало однозначно!). ИО 6. ДО 1+0,75+1+2,5+0,5=5,75. Один из очевидных претендентов на звание «Разочарование года»…

Brancaia Il Blu Rosso IGT Toscana 2007.   Это вино выглядит точно так же, как и вариант 2004 года урожая, выпитый в далеком 2014 году - ярко, вызывающе, с несколько деструктивно выбранными цветами (диссонанс насыщенно синего цвета главной этикетки и оранжевого цвета капсулы), зато узнаваемо, а это совсем немаловажно с маркетинговой точки зрения. Почти пополам местного санджовезе (50%) и пришлого мерло (45%), чуть скрашенных толикой каберне (5%). 20 месяцев в дубе (частично в новом, частично в уже пользованном) и ещё 6 месяцев в бутылке до выпуска на рынок. 14%. Открыто несколько спонтанно, в тяжелую апрельскую пятницу в самый разгар самоизоляционного периода. Под банальные блинчики с сыром и ветчиной. И чуть после остатков открытого накануне Concha y Toro Carmin de Peumo Carmenere DO Peumo 2007, такое яркое соседство нельзя не иметь ввиду. При вскрытии - беда с пробкой, намертво прикипевшей к стеклу бутылки, с естественной последующей борьбой за извлечение остатков и фильтрацией вина. Насыщенный, плотный, все ещё фиолетовый цвет, почти без следов возраста. Яркий обод, редкие и быстрые слезки, оставляющие долгие, окрашенные следы. Насыщенный аромат на основе богатой палитры фруктов и ягод, несколько однообразный и слегка довлеющий, особенно по прошествии некоторого времени. Вкус более традиционен для санджовезе и зоны Кьянти (хотя и не характерен для стиля "супертоскана"), с очевидным преимуществом кислого, с зажатым сладким и горьким. Нельзя сказать, что это совсем уж не вкусно, но однообразно - это совершенно точно. В концовке приходит вишня, кислая и слегка пряная. Послевкусие средней степени длины, довольно простое, кисловатое. Но все-таки, в сумме вино выглядит собраннее и интереснее, чем разложенное по полочкам. ИО 7,5. ДО 1+1+1,25+3,5+0,75=7,5. Добротное, питкое вино в стиле средневзвешенного санджовезе с легким влиянием супертосканских мотивов. Но от вина с синхронными (что само по себе - редкость) 94 баллами от Паркера и WS, а главное - с тремя стаканами от GR и немаленькой ценой явно стоило ожидать большего. Поэтому пусть легкий, но минус.

Duemani Cabernet Franc IGT Toscana 2008. Семь лет назад повезло купить по уполовиненной цене две бутылки этого статусного и дорогого вина, редкого не только для Тосканы, но и вообще в мире моносепажа каберне фран. Единодушие Паркера и Галлони, пробовавших это вино в 2011 году, оценивших его в 96 баллов и определивших оптимальный срок потребления от 2016 до 2028 - чем не побудительный мотив? К сожалению, первая бутылка была употреблена довольно давно, и не оставила после себя внятных записей (хотя в памяти сохранилось впечатление разочарования, но конкретика стерлась, к сожалению...) Солидная, увесистая бутылка с узнаваемым, хоть и не бесспорным с визуальной точки зрения оформлением ( писал об этом уже в прошлом году). Небольшой виноградник в Riparbello, заложенный в 2000 всего лишь году, но изначально запущенный на принципах биодинамики. Хотя это как-то сочетается с использованием сульфитов, предупреждение о которых есть на этикетке. Открыто в начале мая без особенного пафоса, но в вынужденный выходной. Вино темного, фиолетового цвета с едва заметной коричневатой поволокой. Есть легкий элемент непрозрачности, не превращающийся позже в осадочную проблему (хотя небольшой темный осадок все-таки есть!). Аромат практически нулевой из горлышка и в первые минуты - из бокала, настолько нулевой, что естественно подумалось о признаке бушующей болезни. Но нет, нос в порядке, да и вино, хоть и нехотя, начинает чуть отдавать аромат - цветочки, ягодки, полевая летняя пыль. Слабо. Вкус более акцентирован, хотя и примерно той же направленности - неопределенный сладковатый фрукт, достаточная для формирования скелета кислотность, легкий парфюмный окрас, неспелая красная смородина в невеликом теле и зрелые, чуть горьковатые танины в заметном послевкусии. Развития по мере насыщения кислородом - минимум, так, легкий намек на изюм и порох в последней трети бутылки уже совсем к концу ужина. Совсем неожиданные квасные тона в самом-самом конце. Не допили чуть, и остатки можно было поизучать на следующий день - вино выдало возраст некоторой дополнительной вторичкой, но совсем не стало шедевром, поскольку квасная тема зазвучала во весь голос, особенно в аромате. ИО 8. ДО 1+1+0,75+3,75+0,75=7,25. Суммарно - заметно лучше, чем по косточкам. Но и впечатления на 96 уважаемых баллов как ни бывало. Сложное, довольно качественно выделанное вино, но с какого биодинамического бодуна платить за него 100+ евро, мне не понятно. Заметно хуже Дуемани-2004 года и даже Суесасси-2005, выпитых в прошлом году, что само по себе неожиданно и печально.

И вот последние два вина - с огромным знаком плюс! Вообще, с ними повезло, просто шедевры!

Gagliole (Soc Ag) Gagliole IGT Colli della Toscana Centrale 2010.  Чуть более крупная, чем классический бордосский стандарт, бутылка, очень темного стекла, с вытянутой белой этикеткой с золотым ободом - все очень скромно, достойно и со вкусом. Открыто дежурно в начале марта за скромным домашним ужином. Вино очень тёмное, почти не прозрачное, но с минимальным в финише осадком, собственно можно сказать - почти без него. Очень серьезные, могучие и медленные слезки, практически зависающие на полпути на стенках бокального стекла. Аромат строгий и большой одновременно, в нем помимо естественного ягодно-фруктового фона (довольно сдержанного) есть гумно, осенняя пашня, картошка и турнепс - очень достойно, слегка декаденсно, комплексно, но - для знатоков, без всякого сомнения. Вкус - более «народный», более сильный, не менее строгий в своей сущности, но продвигающий в большей степени горько-кислый альянс, такой степени мощности и напористости, что сладким координатам почти здесь нечего ловить. Но это - только поначалу, чуть со временем сладкое не только пробивает себе грудью столбовую дорогу, но и занимает как минимум достойное место в органолептическом портрете этого вина. Непристойно питко, захватывающе вкусно, настолько, что вдвоем с супругой легко не только просто выпили эту бутылку, но и потом, глядя друг на друга, горевали, что нет продолжения. ИО 9,5+. ДО 1+1+2+4,5+1=9,5. Великолепное вино, выпитое просто в самом его пике. Не знаю, что там уж не понравилось экспертам от WS (88 баллов всего), но мне точно ближе оценка Галлони (94). Еще раз с удивлением и почтением констатирую, что в правильных руках марьяж тельного каберне и кислотного санджовезе в состоянии творить чудеса мирового уровня. Браво, буду искать следующие миллезимы! Может возникнуть естественный вопрос - почему не абсолют. Ответ: чуть-чуть резковато в углах, чуть-чуть агрессивно в финише, чуть-чуть напоказ в аромате. Но все эти "чуть-чуть" мало что значат перед глубоким восхищением качеством этого вина после десятилетнего хранения. И снова - великолепное вино за вполне разумные при таком результате деньги!

Poggio al Tesoro Mediterra IGT Toscana 2011.  Относительно компактная, тёмная бутылка слегка необычной формы, что-то среднее между бургундской классикой и эльзасской флейтой. Очень маленькая, на грани с вразумительностью, этикетка с минимумом информации и красивой ракушкой, правда есть самостоятельный черный подвал с общим названием. Не редкий в Тоскане купаж бордосских каберне и мерло с ронским сира, 14,5% алкоголя. Открыто в порядке длинной очереди в середине февраля (пробка, кстати, предельно простая, прессованная). Фиолетово-красный цвет непрозрачного массива вина в бокале вызывает естественное уважение. Слезки редкие, тёмные, задумчивые, практически зависающие, образуют стойкий узор на бокальном стекле. Обод почти скрыт. Вино в бокале сразу выдает сумасшедший аромат как в плане атаки, так и в плане сложности - слоисто, провокативно, чуть с присущим классике бордо жеманством (с гумном, кожей и мокрым подлеском на темно-ягодном фоне). Вкус: сдержанные черные ягоды спереди, осенняя деревня с заготовками, грибами и первой изморозью - в огромном теле, длиннющее табачно-грибное послевкусие, в котором сочные танины играют в поддавки с яблочно-апельсиновым фрешем. Каждый глоток доставляет глубинное удовольствие, откровенно с трудом оторвал себя от этого чуда, сумев сохранить только около трети до следующего вечера. Временной промежуток не пошел вину на пользу (а, собственно дальше было уже некуда), краски чуть-чуть поблекли. Хотя и в таком состоянии вино было выше всяких похвал и ничуть не спасовало перед прекрасным праздничным шампанским Barons de Rothschild Blanc de Blancs. Великолепное вино в самом лучшем бордосском стиле, даже несмотря на наличие сира в купаже (а может и благодаря ему, кто знает). ИО 10. ДО 0,75+1+2+5+1=9,75. Ну, мелкие дизайнерские придирки не в счёт. Это просто прекрасно. Хочу еще. Причем хочу не только этот миллезим, но и другие. Будем целенаправленно искать! Тем более что практически даром (вокруг всего-то 10 евро в Европе)!

toscana, 2020, italia, Тоскана, Италия

Previous post Next post
Up