Елена Кушнерова: "играю каждый концерт, как в последний раз..." - эксклюзивное интервью

Feb 02, 2014 23:16



Мы познакомились с Леной совершенно случайно на просторах русскоязычной блогосферы. Скрипачка из Амстердама Ира Захарова настоятельно посоветовала нам поговорить. Обменявшись парой любезностей мы достаточно быстро поняли, что Ира была права. С тех пор, уже года два, мы следим за делами друг друга. То, что с одной стороны речь идет о пианистке с мировым именем, а с другой всего навсего обо мне, великолепно сглаживается интернетом. В конце декабря 2013 года, прямо накануне Рождества, мы с женой поехали на выходные в Европу. И так, в один из вечеров, мы оказались в немецком Баден - Бадене, у Лены Кушнеровой дома. Мы великолепно провели время и я, конечно, не смог отказать себе в удовольствии и записал интервью с Леной. Запланированный формат - вопрос ответ, быстро сменился на вопрос - ответ - встречный вопрос, что, как мне кажется, сделало наш разговор еще более интересным. Фотографии любезно предоставлены Дмитрием Гараниным.

Википедия сообщает о Лене следующее: Елена Ефимовна Кушнерова родилась в Москве, начав своё музыкальное образование в возрасте 5 лет под руководством матери. В 9 лет впервые выступила с фортепианным концертом И.С.Баха фа-минор для записи на московском радио (дирижёр Эмин Хачатурян). В 7 лет стала ученицей Татьяны Кестнер в Центральной Музыкальной Школе в Москве - у той же пианистки учились Николай Петров,Андрей Гаврилов и Николай Луганский. После ЦМШ училась в Московской Консерватории у Сергея Доренского. В эти годы глубокое воздействие на Кушнерову оказал композитор Александр Лазаревич Локшин (1920-1987), в 1982 написавший и посвятивший ей «Прелюдию и Тему с Вариациями». После получения диплома с отличием в 1982 году работала в Москонцерте и гастролировала по городам бывшего Советского Союза. Не была допущена к фортепьянному конкурсу в Сантандере (Испания) в 1982 году по доносу о родственниках за границей. После этого была невыездной. Окончила ассистентуру-стажировку у Доренского. В конце 1992 года Кушнерова эмигрировала в Германию и начала карьеру с нуля. В 1997 в ансамбле со скрипачом Львом Гельбардом получила диплом на международном конкурсе Classica Nova памяти Шостаковича в Ганновере. В последующие годы концерты в Западной Европе, США и Японии, а также записанные диски принесли ей международную известность. Критик Нью-Йорк Таймс Харолд Шонберг (Harold Schonberg) написал про Скрябинский диск Кушнеровой «это лучшие записи, которые мне известны». Несколько композиторов написали фортепьянные произведения для Кушнеровой, которые она впервые исполнила. Кушнерова живёт в Баден-Бадене(Германия), а также в Нью-Йорке (США).

Эли Финберг: ты родилась и прожила много лет в Москве. Там же училась. Тебе не кажется странным, что сегодня мы разговариваем у тебя дома в Баден - Бадене? Может быть было бы более естественным всё же встретиться за рюмкой чая, например, в Тель Авиве или той же Москве?

Лена Кушнерова: нет, не кажется. Потому что я живу в Баден-Бадене, а могли бы встретиться и в Тель Авиве и в Нью Йорке или где-нибудь в Швейцарии...сейчас все названные места для меня более естественны, чем, скажем, Москва. Хотя, я думаю, не так уж важно, где, интересен сам факт нашей встречи.

Эли Финберг: ты уже решила для себя, где находится твой дом?

Лена Кушнерова: иногда я и сама себе задаю этот вопрос....Вот представляешь себе, прилетаю из Москвы во Франкфурт и радуюсь, что я дома. Теперь ты и сам видишь, что мой дом (в прямом значении этого слова) в Германии. В глобальном смысле этот вопрос открыт. Мой дом там, где мне хорошо и где меня ждут друзья. А таких мест у меня много...
Кстати, а как у тебя обстоит дело с этим вопросом. Где Твой дом?

Эли Финберг: простой и непростой вопрос одновременно. С одной стороны Минск, который всегда был и остался моим домом. Сколько бы я не жил за пределами Беларуси, ощущение минского "Дома" абсолютно и неоспоримо. Правда ещё лет 8 назад я не был готов признаться в этом. С другой стороны, совсем другой Израиль, совсем другой мир, другой опыт, другая память, видимо всё ещё не осмысленная. Где - то я уже сказал, что кажется всю свою жизнь человек только и делает, что идёт домой...
А Германия, она великолепна, тебя действительно можно поздравить. Как здесь вообще дела у людей? У музыкантов?

Лена Кушнерова: видишь ли, это очень интересный вопрос на самом деле.... Как ты понимаешь, Германию я не выбирала. Как можно выбрать то, чего ты не знаешь и никогда не видел? Я сделала выбор : уехать из совка, потому что там не жизнь... Мне казалось, я просто умру, если не уеду....куда? Куда-нибудь. Считала, что хуже, чем там, мне не будет нигде. И я не ошиблась. Вот я попала в Германию, а могла бы попасть в Америку. Было бы по-другому, но все равно лучше, чем там. Мне приятно, что тебе Германия нравится, ведь Германию во всем мире не любят, как будто война закончилась вчера, и сегодняшние немцы несут вину за преступления своих предков..... . Но здесь тоже, конечно, не всё в розовом свете...мне кажется, что в целом люди в Германии живут хорошо, но они очень критично относятся ко всем неполадкам в стране. И хотят их исправить. Мне нравится, что на вопрос "как ты поживаешь", тебе не отвечают, как в Америке: "fine", а говорят честно, что не так. Это как-то человечнее.... Что касается музыкантов, им трудно везде. В Германии наверное немного лучше, потому что традиционно немцы очень уважают музыку и музыкантов. И многие разбираются в музыке. Почти все умеют читать ноты, в церквях все поют хором по нотам... Очень много непрофессиональных музыкантов: целые оркестры из врачей, адвокатов и прочее... Непрофессиональных хоров огромное количество и поют замечательно. Это неудивительно, если ты вспомнишь, сколько великих композиторов и музыкантов дала миру Германия.

Эли Финберг: кстати о Минске, ты была там когда - нибудь?

Лена Кушнерова: от того, как ты описываешь Минск мне уже хочется туда поехать, как ты выразился, "на рюмку чая"... И знаешь, вспоминаю сейчас, мне кажется, что очень давно я играла там один концерт в составе класса моего профессора... К сожалению, воспоминаний почти не осталось...кроме каких-то приятных ощущений. После этого меня несколько раз приглашали с концертами в Брест. С тех пор, как читаю твой журнал, и вижу с каким теплом ты рассказываешь о Минске, мне страшно хочется туда попасть. Как у законченного романтика у тебя там наверняка есть любимые уголки? Правда? А, кстати, есть ли у тебя воспоминания о Москве?

Эли Финберг: В последний раз я был в Москве в 1992 году, незадолго до отъезда в Израиль. До этого приезжал только один раз, если мне не изменяет память. Москва всегда казалась мне слишком большой, слишком чужой и давящей. Возвращаясь после неё в Минск, я всегда вздыхал с облегчением. А мои любимые уголки в Минске вряд ли могут быть интересны кому - то кроме меня самого и, как правило, в них никто не наливает.

Лена Кушнерова: ну, с Москвой тебе просто не повезло! К тому же 92 год (кстати, год моего отъезда из Москвы) был ужасным! Конечно, Москва - огромный город, метрополь, как теперь принято выражаться, поэтому кажется менее личным, менее "уютным"... Но никто же не требует от Нью Йорка или, скажем, от Токио, уюта... Но по сравнению с другими огромными метрополиями, Москва все же наиболее красивая, "интимная", естественно, если мы говорим о центре, о бульварном кольце...
Если ты и дальше будешь продолжать в таком романтическом ключе о Минске, придётся тебе всё - таки меня туда привезти! Но уже тогда не только выпить, но и концертики поиграть... Шутка!


Эли Финберг: какие у тебя были отношения с родителями? Какие они сейчас?

Лена Кушнерова: всегда были очень хорошие отношения. Разные с мамой и с папой. Мама меня учила всему и вообще сделала из меня музыканта. Папа, математик, меня "защищал" от мамы, чтобы ребёнок не сидел за пианино, а шёл гулять на свежий воздух. Папу я обожала, он, к сожалению, рано нас оставил. Он был такой весёлый чудак. Мое чувство юмора унаследовано от него. Вспоминаю его каждый день по любому поводу, на всё у него находились какие-то смешные словечки или выражения....
Интересно, что ты задал такой вопрос... А как ты общаешься с родителями? И ещё: ты и сын и папа... Это то, что меня всегда интересовало: не делаешь ли ты со своими детьми того же, что тебе не нравилось, скажем, в твоих отношениях с родителями?

Эли Финберг: мои родители не живут вместе уже очень много лет. Мама в Израиле, мы видимся относительно часто, но ей, конечно, не хватает. Папа в Минске со всеми вытекающими. Все наши разногласия в прошлом, осталась только любовь. Видимся мы, по понятным причинам, очень редко. Такая судьба. Вообще твой вопрос об ошибках совсем непростой. Мне кажется было бы наивным с моей стороны полагать, что я знаю, что родители со мной делали неправильно... Да и несправедливо это. Но всё же. Главную их "ошибку" я не совершил - у меня четверо детей, а не один, как у них. Во всём остальном я не берусь их судить, особенно учитывая то, насколько, с возрастом, я стал на них похож. Конечно, многое у в моей жизни не так, как было у них...
Твоя мама хотела, чтобы ты была знаменита?

Лена Кушнерова: она говорит, что у неё этого даже в мыслях не было! Что она просто хотела, чтобы я была музыкантом, потому что это хорошая профессия для женщины. Скажем, учительница музыки в школе, 3 раза в неделю неполный день... Чем плохо? Можно и семью и детей иметь.... Но я что-то в это плохо верю! Чего же мне было так заниматься и поступать в лучшую школу в Союзе для одарённых детей, а потом в Московскую консерваторию, и играть на конкурсах... Это все, чтобы учить детей? Думаю, что я неожиданно для мамы проявила бóльшие способности, чем она ожидала, и очень быстрыми темпами шла вперёд. Очень легко учила наизусть и вообще моментально всё схватывала... Отсюда и "облом"...

Эли Финберг: Ты довольна маминым выбором для тебя профессии?

Лена Кушнерова: как тебе сказать? Я о выборе профессии никогда не думала, и у меня нет ни малейшей идеи, кем ещё я могла бы стать. То есть, в детстве я хотела быть балериной...но для этого мои данные были хуже, чем для пианистки...
A ты сам выбрал свою профессию? Имею в виду, в детстве?

Эли Финберг: Да, сам. Я влюбился в одну девочку, которая училась в музыкальном училище и понял, что обязан поступить туда же. То, что потом она выбрала не меня, а моего приятеля виолончелиста, значения уже не имело. Мои родители никак не вмешивались в эти мои метания, хотя мечтали для меня о совсем другом. Благодаря ним у меня с шестилетнего возраста (с 1979 года) был частный учитель английского языка. Такой вот бесценный подарок они мне сделали. Но я побежал в музыку, потому что хотел быть похожим на папу. К сожалению ничего из этого не вышло…

Лена Кушнерова: Эли, так мы - коллеги! Но я так понимаю, что ты музыку бросил? Почему так получилось?

Эли Финберг: Много причин. Главная в том, что у меня появилась другая мечта и я сознательно отложил флейту в сторону. Кроме того, меня не не устраивало то, как на меня смотрят музыканты в Минске. Кроме моего любимого, теперь уже покойного, педагога в консерватории Генриха Яковлевича Гедыльтера, все остальные видели во мне лишь бледную тень моего отца. Я не мог с этим смириться. Но вот прошло много лет и я снова играю. Музыка вернулась в мою жизнь именно сейчас и я думаю, что это неслучайно.

Лена Кушнерова: вот это правильно. Если у тебя есть какое-то умение, нельзя его просто так выбрасывать. К тому же, одно дело - профессия, а другое дело просто музыка в жизни и владение музыкальным инструментом. Это прекрасно! К тому же, ты ещё и писатель! Читаю в интернете твои рассказы про Маркуса Айзенштадта. Замечательные рассказы про любовь...Просто невозможно оторваться!


Эли Финберг: спасибо Лена... Много лет назад, когда я делал свои первые шаги в музыке, гильдия пианистов на фоне остальной шушеры выгодно выделялась своим поголовным усердием. Я не могу вспомнить ни одной пианистки, которая не занималась. Задница на этом отделении нужна была большая, если не сказать огромная. Что-то изменилось с тех пор?

Лена Кушнерова: думаю, ничего. Собственно, чтобы играть на рояле, надо много заниматься - это аксиома. Сейчас скорее ещё больше занимаются, чем раньше: сейчас должно быть все идеально, как на пластинке. Кстати, у меня в том самом необходимом для пианистки месте всегда были гвозди, так что не могу пожаловаться на тяжелое детство и многочасовые занятия....но 2-3 часа каждый день - это, конечно, обязательно!

Эли Финберг: а короткие юбки поголовно захватившие сцены? Высокий каблук на педали, разрезы до пояса и томный ненастный взгляд. Ну не кошмар?

Лена Кушнерова: ну как тебе сказать.... лично я плохо понимаю, как они бедные не мерзнут...и вообще мне надо было бы сильно тренироваться, чтобы это всё не отвлекало от главного. Понимаешь, раньше женщина - пианистка была благородной Дамой, Леди, а сейчас время голодных "моделей", худых и красивых. Так что надо делать то, что народу понятно. Голое платье понимают все, ну а тонкости туше... сам понимаешь.

Эли Финберг: инструмент накладывает свой отпечаток на характер? Пианистки чем - то отличаются, скажем, от скрипачек?

Лена Кушнерова: конечно, инструмент накладывает отпечаток! Фортепиано, рояль - наиболее мужской инструмент, самый "самостоятельный", не нуждающийся в аккомпанементе, как любой струнный или духовой. Рояль может всё. Это привилегия, но и огромная ответственность и сложность. Не зря же, пианисты проходят больше гармонии, больше музыкальной литературы, чем, скажем, скрипачи. У скрипача - одна строчка, а у нас - партитура! Вот и сравни! Кроме того, чтобы играть на скрипке, силы не нужно, а на рояле .... Ещё сколько! Ну и интеллект, конечно, не мешает! Не хочу сказать, что все пианисты/пианистки - умнейшие люди, но для укрощения рояля нужны, конечно, качества, без которых скрипачи прекрасно обходятся: чувство гармонии, формы...да и память более мощная!

Эли Финберг: как ты справляешься со своей независимостью? Независимый концертирующий музыкант, это скорее всего вечная головная боль? Не правда ли?

Лена Кушнерова: моя независимость - это только независимость от денег, которые не поступают регулярно, а поступают с сильными перебоями. В принципе, мы зависимы от всех (независимы только совсем большие имена, хотя там другие проблемы): от устроителей концертов, от менеджеров и от многих других факторов. И если раньше было время "див" и "королей" фортепиано, сегодня уверенно победил середняковый тип "отличного парня". Надо быть со всеми и всегда очень "найс", всех знать, со всеми поддерживать чуть ли не дружеские отношения, что и проделывают "независимые" пианисты, которые хотят быть приглашёнными. Раньше меня это ужасно возбуждало, но теперь я смотрю на все это более холодно, и думаю так: если пригласят вместо меня пианиста N, потому что он более "найс", то значит люди не понимают, чем они занимаются... Как говорится, " I can't help"... И ещё надо быть самому организатором, и приглашать "нужных людей", т.е., тех, кто "в отместку" и тебя пригласит... Но это всё "не моя пара туфель", как говорят немцы...
По-моему, я не ответила на вопрос... С другой стороны, дай мне работу от звонка и до звонка, с гарантированной зарплатой... Я ее не променяю на мою, всё же, независимость!

Эли Финберг: ты немецкая пианистка из России или русская пианистка из Германии?

Лена Кушнерова: это очень смешной вопрос. Знаешь, почему? Потому что меня никто не признаёт своей. Помнишь, как это в совке называлось "безродный космополит", так вот это я. В России я никогда не была Русской пианисткой. Почему? Потому что еврейка. Мне даже профессора не стеснялись говорить: как ты собираешься играть "Петрушку" Стравинского, когда ты еврейка? Когда я рассказываю это немцам, они мне просто не верят! Когда я приехала в Германию, мне пришлось просто выучить, что я пианистка русская! Потому что "еврейскую" пианистку немцы понимают как "израильскую" пианистку. Раз я родилась в России и училась в Москве, значит, я пианистка русская. И точка! То, что у меня немецкий паспорт, не сделало из меня пианистку "немецкую": мое образование, родной язык и прочее, остались русскими... Так что я - русская еврейская пианистка, живущая в Германии и в Америке.
Но самое смешное расскажу сейчас. Статьи в англоязычной и немецкоязычной википедиях пишут обо мне как о русской пианистке, живущей в Германии. В русской же википедии стоит: "немецкая пианистка русского происхождения"... я чуть со стула не упала. Рассказываю всем моим немецким друзьям и мы дружно смеемся. Хотя они говорят, что это для немцев честь...во как!

Эли Финберг: похоже, ты никогда не простишь коммунистам того, что в начале восьмидесятых тебя на почти десятилетие закрыли в СССР после окончания консерватории. Как и почему это случилось?

Лена Кушнерова: знаешь, это очень комплексный вопрос... я не держу ни на кого зла, это плохо для здоровья. Я выучила очень рано, что лучше быть жертвой, чем палачом. Но было, конечно, ужасно обидно, когда тебя ни за что, ни про что, вдруг, без объяснений, выбрасывают из жизни...Почему это случилось? Проще всего ответить: из-за зависти! Люди просто не могут перенести успеха других. Я как раз окончила с отличием Консерваторию, получила консерваторскую рекомендацию в аспирантуру и прошла на международный конкурс в Испанию.
Играла я тогда очень здорово, подготовлена была отлично, да еще и профессор мой ехал в жюри... Это всё пахло первой премией.... и было для многих просто непереносимо! Что именно на меня настучали? Ну, точно я не знаю, знаю, что было много анонимок. Ну, например, написали, что у меня родственники за границей.... У кого из евреев не было родственников за границей? Но мои были известными в музыкальном мире. Но настучали как-то странно, потому что в КГБ поняли, что они у меня в Испании... В общем, смешная история. Ее хватило было для небольшой повести. А ты не сталкивался с КГБ? Знаешь, я бы много дала, чтобы посмотреть мои "акты" в КГБ! Немцы-то в бывшем ГДР открыли все акты! Любой человек может их запросить, и ему покажут: кто за ним следил, кто и что настучал и прочее.... Ой, как много может стать ясным из прошлой жизни!

Эли Финберг: никогда с ними не сталкивался… Я согласен, что общество, открывшее для публики архивы доносов, безусловно стало значительно чище. В бывшем СССР, этого, к сожалению, не произошло, и вряд ли произойдет...

Елена Кушнерова: не говори! Это же необходимо для оздоровления общества. А в России до сих пор ходят слухи, кто стучал, кто не стучал.... Да зачем гадать на кофейной гуще? Открой архивы, и дело с концом... Ну куда там! Слабо!

Эли Финберг: давай всё же ещё немного о тебе поговорим. Работа в Москонцерте была хорошим опытом, или всё - таки долговременным издевательством?

Лена Кушнерова: на самом деле, в основном работа эта была НЕпрофессиональная. Потому что ты не можешь расти как музыкант, играя на жутких расстроенных инструментах, в холодных неприспособленных для концертов помещениях, в постоянной ругани с так называемыми менеджерами каких-то филармоний и прочее. Но, вместе с тем, нельзя скидывать со счетов некоторые концерты, в совершенно забытых уголках нашей необъятной страны, где тебе всё же посчастливится играть перед публикой, для которой ты - царь и Бог, которая может на всю жизнь запомнит этот концерт, а ты - эту благодарность. И ты, наконец, почувствуешь себя нужной людям. Это - настоящая награда за все тяготы и злоключения советской концертной жизни. Например, никогда не забуду концерт на Магнитогорском металлургическом комбинате в 7 утра, когда кончается ночная смена и начинается утренняя... Как люди были благодарны! Подарили мне сварочные очки.... Все были в слезах, и они и я.... Поэтому я всегда и везде, на всех площадках стараюсь выкладываться не меньше, чем в Большом Зале Московской Консерватории, то есть можно сказать, что играю каждый концерт, как в последний раз....Только так можно сохранить себя как музыканта в чистоте.

Эли Финберг: ты уже многие годы преподаёшь в Японии. Как ты туда попала и какие у тебя впечатления от этой страны?

Лена Кушнерова: в Японию я езжу каждый год с 2000 года, 5 лет я давала мастер курсы и играла концерты, а вот с 2005 года я постоянный приглашённый профессор музыкального университета в Хиросиме (Elisabeth Music University). Очень я люблю эту мою "японскую" часть жизни. Очень интересная страна с очень тонким пониманием красоты и порядка, но разобраться в японском менталитете очень трудно, наверное, невозможно. Зато это такой бесценный опыт, что я очень благодарна судьбе, которая мне сделала такой подарок. Коротко упомяну, что это было интернетное знакомство. Один человек меня слушал в интернете и ему пришло в голову пригласить меня на турне в Японию.... И это получилось. А потом меня пригласили ещё и ещё.... Надеюсь каждый год, что пригласят на следующий год. И вот собираюсь в Японию уже в 14 раз.


Эли Финберг: а преподавать ты любишь? Какие у тебя отношения с учениками?

Лена Кушнерова: преподавать очень люблю, и мне жалко, что я мало этим занимаюсь, потому что получается у меня это хорошо и я могу очень много дать молодым музыкантам. Студенты меня любят, а я их. Отношусь к ним, как к моим детям. У меня многие занимаются по 5-6 лет в Хиросиме, и это действительно мои любимые девчонки, которые меня ждут, стараются от меня многому научиться. Я для них "Елена - Сенсей" или просто "Сенсей" - это очень большая честь и ответственность. Сначала было очень трудно, ведь японцы практически не владеют иностранными языками, но "мои" знают, что они должны стараться понимать меня хоть на каком-нибудь языке, я им предлагаю 4-5 языков на выбор, но всё равно часто приходится использовать мой минимальный запас японского....

Эли Финберг: иногда я слушаю твои записи, а их у тебя немало, и всегда поражаюсь глубине твоего таланта. И вот прямо сейчас я подумал, как вообще живётся человеку с такими данными? Каково оно быть Еленой Кушнеровой в мире обычных людей?

Лена Кушнерова: сказать правду? Очень непросто. Дело в том, что в детстве и молодости талант - это сплошное удовольствие: всё легко, в школе я вообще ничего не делала, а училась на все 5! Но с годами ты понимаешь, что таланту надо соответствовать. Во-первых, очень много работать, иначе талант увянет. И вообще вся жизнь подчинена этому, скажем, дару! У других - выходные, каникулы, а у меня всегда и везде каждый день занятия! Даже в Крыму, на отдыхе, каждый день поиски пианино, чтобы 2 часа позаниматься! Знаешь, как хочется всё бросить, прекратить, жить, как нормальный человек, нормальная женщина.... Но каждый раз думаешь о том, что у тебя ответственность перед собой. Ни перед кем, только перед собой! Потому что, если будет на на одну пианистку меньше, никому хуже от этого не станет, а вот мне.... Понимаешь, эти силы, которые ты в себе чувствуешь! Я и так не реализована на 80%! Что будет, если я вообще на себя плюну?

Эли Финберг: как ты относишься к своему возрасту?

Лена Кушнерова: к своему возрасту я отношусь спокойно. Или, если хочешь, с уважением и с чувством юмора.... В душе я очень молода....примерно ровесница моей доченьки..главное, что старею - то не я одна, так что это нормально. Меня отвращают женщины, которые стараются выглядеть моложе своих детей. Нет, я тоже стараюсь выглядеть лучше, а не хуже, но я имею в виду эту панику перед старением! В моём возрасте уже видно, кто что из себя представляет. Лица становятся или интересными или.... Если это все разгладить операционным путем, получается странная картина. Типа главной героини "Средства Макропулоса", когда ты знаешь, что ей 72 года, а выглядит она как бы на 27, а на самом деле, на все 100.... Вот так я не хочу выглядеть!

Эли Финберг: ты уже знаешь всегда ли Добро побеждает Зло?

Лена Кушнерова: ой, Эли! Я знаю, что ты безнадёжный романтик, и конечно ждешь от меня "правильного" ответа, что ВСЕГДА! Но в жизни, к сожалению, всё не так, как в сказке. Ой, как часто побеждает зло!

Эли Финберг: И последний вопрос: когда ты приедешь с концертом в Израиль?

Лена Кушнерова: сразу, как только предоставится такая возможность!

http://elenakuschnerova.com/ Официальный сайт Елены Кушнеровой
http://www.youtube.com/user/dgaranin Видео ресурс Елены Кушнеровой
http://steinway-maniya.livejournal.com/ Живой Журнал Елены Кушнеровой
...............................................

Просьба не забывать ставить ссылку на пост при копировании

interview

Previous post Next post
Up