Взахлёб. С пометками на полях, с закладками. Словно разговор дома - о стране, людях, жизни - вечером, когда слово за слово, и спать не хочется, и споришь, факты требуешь, факты приводишь, доказываешь, обогащаешь новыми знаниями и обогащаешься (когда есть равный собеседник). Почти всегда хочется остановиться - и подумать. Попадаешь под обаяние автора - веришь, соглашаешься. Потому что давно искал того, кто не будет сидеть в одном лагере и повторять избитые клише. Умный Кантор не состоит в лагерях, чужд идеологии "только чёрное" или "только белое", он настаивает на оттенках, фактах, цифрах и не любит, когда люди повторяют глупости.
Это книга обо всём на свете. Порой с замахом на "Войну и мир". Философское и публицистическое высказывание сегодня, в наши дни - долгожданное. Художественное слово - долгожданное. Описание событий 41 года - пару раз взлетает до небес сцены молодого Ростова перед боем. Сатирическое описание нашей с вами оппозиции - хлёсткий и остроумнейший взгляд на природу тех, кто хочет поменять одних плохих людей на других плохих.
На многие мои вопросы именно Кантор пытается ответить. Сколько в литературе наплакано о холокосте, но только в "Красном свете" об этом говорится без слёз, порой даже цинично, через запятую с мыслями о трагедии русского народа. Сколько раз сравняли фашизм и сталинизм - Кантор просит не искать лёгких путей и не торопиться искать сравнения на уровне кухонных разговоров. Почему Германия пришла к войне и почему случилась трагедия - в "Благоволительницах" была попытка, но только Кантор даёт ответ. Заодно рассуждая о природе демократии, либерализма, равенства. И про войну на Украине там всё заранее сказано. И над всем над этим для меня встаёт мысль о порядочности человека, о его противлении злу, политике, истории, всем "измам" на свете. Потому что, как пишет Кантор, "Семья - это навсегда. Когда начинаем ломать уклад одной семьи, мы ломаем общий порядок. предавая одного человека, предаёшь всех людей. Вот потому и война". и ещё одна цитата: "Равенство - состояние крайне редкое, возникающее в момент сильной любви, в отношениях отца и сына или в утопиях". Судя по тому, как Кантор представляется ("Сын Карла Кантора"), он что-то понимает в равенстве. Мне эта мысль очень близка, так как пытаюсь строить свою семью на принципах равноправного бытия, не на уровне "ведомый" и "ведущий", позволяя, когда надо вести за собой, когда надо, быть ведомым, говорить и слышать, учиться и учить. Равенство как награда. И в свои 29 лет я пока не согласен с автором лишь в том, что это часть общей боли. Я понимаю Додина с его взглядом на жизнь 70-летнего мудреца, понимаю Кантора. Но, по всей видимости, я просто пока еще не испытал боли, чтобы судить о ней или спорить. Я согласен с "методикой": жизнь честная, с "отказом от достатка, от первенства", привилегий. Потому что не делают эти привилегии человека счастливее. Дорогие рестораны и дорогие тряпки - это всего лишь капиталистическая мишура, которая всасывает человек в один большой котёл, и люди становятся равны друг с другом, но только другим равенством - потребительским, утилитарным, в котором нет места культуре, образованности, сильной любви. Здесь Кантор идёт против массы и мне хочется присоединиться в этом противотоке
Это первый современный автор, книги которого я иду покупать в книжный магазин. Просто потому что слишком много закладок надо ставить, а в электронной книге закладками пользоваться неудобно.
Радостно, что в моём культурном поле появился этот человек, выставки которого в Петербурге я однажды проигнорировал. Надеюсь, что не опоздал