1. Исаакиевский собор - второй по размеру православный храм в мире после храма Христа Спасителя.
2. Собор посвящён Исаакию Далматскому, почитавшегося Петром I, родившимся в день памяти святого, 30 мая. Нынешний собор - четвёртый по счету на этом месте.
3. Первый храм был переоборудован в 1706 году из чертёжного амбара. Здесь в 1712 году царь венчался с Екатериной Алексеевной.
4. Вторая, каменная церковь была заложена в 1717 году, но закончена только в 1727, уже после кончины императора. Она находилась ближе к берегу Невы, там, где сейчас стоит Медный всадник. Однако, из-за размытия грунта водами реки было решено церковь разобрать и построить новую подальше от берега.
5. Третий храм начали строить в 1768 году на современном участке по проекту Антонио Ринальди, но дело шло медленно, а после смерти Екатерины II вовсе остановилось, архитектор уехал за границу. Наскоро достроенный архитектором Винченцо Бренна по указанию Павла I храм получился нелепым, как заметил современник: „Се памятник двух царств, обоим столь приличный. На мраморном низу воздвигнут верх кирпичный”. Из
проекта Ринальди исчезли четыре малых купола и целый ярус колокольни.
6. Третий храм не соответствовал парадному центру столицы, и уже в 1809 году был объявлен конкурс на новый собор. Автором проекта был выбран французский архитектор Огюст Монферран.
7. Начав работу над проектом в 1818 году, Монферран посвятил стройке следующие 40 лет, до последнего дня жизни.
8. Храм стоит на 10 762 сосновых сваях. Ещё до стен были построены четыре 12-колонных портика собора. Цельные гранитные колонны были вырублены из скалы под Выборгом.
9. Массивный купол с 24 колоннами опирается на четыре мощных пилона.
10. Для облегчения конструкции Монферран предложил сделать купол не кирпичным, а металлическим. При золочении медных пластин, покрывающих купол, отравились ртутью и погибли 60 мастеров.
11. Над интерьером собора трудились такие знаменитые художники и скульпторы, как Карл Брюллов, Иван Витали, Пётр Клодт и другие.
12. Западая часть собора была отведена под изображения из Ветхого Завета.
13. Восточная была оформлена изображениями эпизодов из жизни Христа.
14. Арочный потолок кроме росписей был украшен многочисленной позолоченной скульптурой и лепниной.
15.
16. Деревянные скульптуры покрыты сусальным золотом.
17.
18. Кафедра священника была выполнена из резных деталей ценных прод дерева.
19.
20. Пол в соборе выложен мрамором различных оттенков.
21.
22. На некоторых плитках заметно неравномерное стирание разных слоёв мрамора.
23. В храме представлено 150 художественных панно и картин.
24. Живопись была выполнена масляными краскам по специальному грунту.
25. Перед росписью стены собора штукатурили, разогревали жаровнями до 100-120 °С, и затем наносили несколько слоёв мастики.
26. Сложность технологии и невысокое качество основы становилось причиной того, что часто картины приходилось удалять и наносить заново.
27.
28. С 1851 года был решено для оформления интерьеров использовать мозаику.
29. Картины заменялись смальтовыми панно вплоть до 1914 года, сейчас этот процесс продолжается.
30. Для освещения пространства под куполом в барабане предусмотрено 12 больших окон.
31. Под каждым окном находится изображение одного из апостолов.
32. Плафон главного купола был расписан Карлом Брюлловым.
33. На нём изображена Богоматерь в окружении святых.
34. Отдельного внимания заслуживают входные двери в храм.
35. Они отлиты по проектам скульптора Витали и сплошь украшены гравюрами на библейские темы.
36. Каждая дверь - целый скульптурный комплекс, который можно долго и с интересом разглядывать.
37.
38.
39.
40.
41. Часть сюжетов относится к русской истории.
42.
43.
44. Здесь есть и князья,
45. и священнослужители.
46. Самый поздний из имеющихся на дверях сюжетов иллюстрирует перевозку Петром I мощей Александра Невского из Владимира в Петербург.
47. Обратимся к алтарной части храма.
48. В соборе три алтаря, правый посвящён Александру Невскому.
49. Левый - Великомученице Екатерине.
50. Главный алтарь посвящён Исаакию Далматскому.
51. Он украшен колоннами из афганского лазурита и уральского малахита, последние крупные запасы которого пошли на эти десять колонн.
52.
53. Иконостас украшен многочисленными изображениями Спасителя в разные периоды его бытия.
54.
55.
56. Но самое необычное изображение Христа скрывается за Царскими вратами. Этот витраж, характерная деталь католических церквей, появился здесь с одобрения Николая I и Священного Синода. Эскиза витража нарисовал немецкий художник Генрих Мария фон Хесс. Изготовлением руководил М. Э. Айнмиллер, глава «Заведения живописи на стекле» при Королевской фарфоровой мануфактуре в Мюнхене. Площадь витража составляет 28,5 м², детали скреплены свинцовыми пайками. Он является ключевым памятником в истории витражного искусства в России. И сейчас он служит образцом для витражей в строящихся новых храмах.