24. Хиджры в индийской мифологии

Jan 05, 2021 10:25


В «густонаселённом» пантеоне индуистских богов хиджры особо почитают богиню Бахучарата Мата. От неё они ожидают сигнала, одобряющего нирван (ритуальный обряд кастрации), который осуществляется под мантру «Мата Мата Мата».  Обычно эту богиню изображают в виде красивой молодой девушки, сидящей на петухе, что символизирует невинность. У неё 4 руки, в правой верхней она держит меч, другая правая находится в характерной позе, означающей защиту - покровительство, в левой верхней руке трезубец, а в  другой левой - священные тексты. На западе Индии в штате Гуджарат есть храм, посвящённый Бахучарата Мата. Сюда с мольбой о помощи приходят бездетные пары, родители детей, родившихся инвалидами и, конечно же,  это место паломничества хиджр. Бахучарата Мата обязательно присутствует в домашних алтарях хиджр.



Бахучарата Мата и посвящённый ей храм



В индийской мифологии существует множество историй об Бахучарата Мата. Их сюжеты различны и довольно необычны для нашего восприятия. Во всех упоминается мужчина, ведущий себя как женщина. По преданию храма Бахучарата Мата, будущая богиня вместе с сестрой находилась в пути, когда на их караван напал разбойник. Традиции касты, к которой принадлежали сестры, требовали лишить себя жизни, но не быть убитыми врагами. Бахучарата Мата решила сделать по-своему. Вместо того, чтобы убить себя и сестру, она принесла жертву - отрезала груди и себе и сестре. Эта жертва наделила Бахучарата Мата способностью делать мужчин импотентами, что и произошло с напавшим разбойником. Последний стал молить Бахучарата Мата о прощении, в ответ та потребовала, чтобы он оделся в женскую одежду, вёл себя как женщина и всю жизнь поклонялся ей. Только так он может избавиться от импотенции (по-видимому, речь шла о жизни разбойника в его последующих инкарнациях).

Согласно другому сказанию, Бахучарата Мата была принцесса, но ее брак был неполноценен. Каждую ночь её муж, вместо того чтобы делить с ней ложе, ускользал в лес, где вёл себя как женщина. В одну из ночей Бахучарата Мата последовала за своим мужем и увидев это, в гневе кастрировала его. Она также повелела, чтобы все мужчины, которые ведут себя подобно её мужу, должны сделать кастрацию, чтобы не быть импотентами в их последующих инкарнациях. Бахучара Мата пообещала свою защиту тем, кто исполнит её требование; те же, кто ослушаются, будут импотентами не только в нынешней, но и в 7 последующих инкарнациях.

Третье предание говорит о том, что некий король обратился к богине Бахучарата Мата за помощью, так как его сын был импотент. Но принц был приверженцем этой богини, так что она повелела юноше отрезать свои гениталии, одеть женскую одежду и служить ей пожизненно.

На первый взгляд, кажется странным, что в одних историях Бахучарата Мата выступает как человек, а в других она богиня. Но для индуизма обожествление людей с последующим включением их в пантеон богов является обычной практикой. К тому же сами индуистские боги проявляют себя во множестве образов-аватар, в том числе и в виде человека.

Для хиджр, которые родились с неопределяемыми гениталиями (эти люди интерсексуалы, а не трансгендеры!), в особом почёте бог Шива в аватаре Ардханари. По преданию, Ардханари возник из слияния тел бога Шивы и богини Парвати.  Ардханари - это одно из наиболее популярных изображений бога Шивы. Они имеются практически во всех многочисленных храмах, посвящённых богу Шиве, правда, в честь самого Ардханари в Индии их всего несколько. История Ардханари очень напоминает древнегреческий миф о Гермафродите. Напомню, что влюбившаяся в Гермафродита нимфа Салмацис пожелала быть с ним навеки и боги соединили их тела в одно целое. Однако традиции изображения этих божеств отличаются. Ардханари всегда показан разделенным на правую и левую половину, одна мужская, другая женская. А вот в скульптурах Гермафродита половая двойственность символизируется телом, имеющим пенис и красивую женскую грудь.



Гермафродит (слева) и Ардханари (в центре и слева)

Хиджры прослеживают свою сакральную связь и с героями знаменитых древнеиндийских эпосов Рамаяна и Махабхарата. В Рамаяне главный герой принц Рама вынужден покинуть дом отца из-за интриг младшей жены престарелого монарха. Рама со своей женой красавицей Ситой и младшим братом Лакшманой уходит в лес. Множество приверженцев Рамы следуют за ними. Рама просит их не горевать о нём и призывает всех мужчин и женщин вернуться домой. Когда через 14 лет Рама возвращается, он обнаруживает, что часть людей не ушла домой. Это были хиджры. Они посчитали, что Рама хотел, чтобы они остались, ведь его обращение касалось только мужчин и женщин, то есть не их. В благодарность за преданность, Рама наделяет хиджр даром благословлять свадьбы и рождение детей.

Другой древний эпос Махабхарата - история великой битвы богов и героев. Это масштабное произведение с огромным числом действующих лиц, среди которых люди, боги, полубоги, демоны, герои, воины, отшельники и это далеко не все персонажи. Основная фабула - борьба между братьями Пандавами, поддерживаемыми богами, и их кузенами Кауравами, на стороне которых демоны. Кульминационным событием эпоса является 18-дневная битва, завершившаяся победой Пандавов. В течении многих веков Махабхарата была сказанием, очень любимым народом. Но это не был канонизированный священный текст, передававшийся служителями культа из поколения в поколение. Напротив, это было свободное фольклорное творчество. Многочисленные рассказчики вносили в Махабхарату свои собственные дополнения и поправки, так что в разных частях Индии возникли местные варианты эпоса. В них, конечно же, сохранялся основной сюжет, но были и отличия. Одно из них касалось Аравана - достаточно второстепенного героя эпоса. На юге Индии рассказ о нем был настолько преображён, что Араван стал божеством в двух практикуемых в данной местности религиозных культах, а хиджры южного штата Тамил Наду в честь него называют себя аравани.

История Аравана такова. Пять братьев Пандавов (сыны царя Панды) женаты на красавице Драупанди (одна жена на 5 мужей!). Один из них Арджуна нарушил каким-то образом условия брачного договора и на год был выслан из царства. Во время своего вынужденного путешествия он встретился с вдовствующей принцессой другого царства, они поженились, и у них родился сын Араван. Арджун продолжил своё путешествие, а ребёнок остался жить с матерью. Когда Араван вырос, он решил уехать к отцу. Во время встречи отец попросил Аравана присоединиться к предстоящей битве с врагом. В итоге Араван героически погиб, но версии того, как это произошло, сильно расходятся. В южной Индии считается, что Араван ради обеспечения победы в битве добровольно принёс себя в жертву богине Кали. Он сам разрезал свое тело на 32 части, чем и задобрил богиню. В награду за это бог Кришна, который был на стороне Пандавов, дал возможность отрезанной голове Аравана  увидеть всю битву и победу в ней.

В ночь перед своим самопожертвованием Араван захотел жениться (возможно, это объяснялось тем, что на неженатых людей не распространялся ритуал кремации). Однако никто из женщин не хотел выйти замуж за человека, который должен был умереть через несколько часов (возможно, из-за традиции сати - вдовы должны быть сожжены на погребальном костре вместе с мужем). Тогда бог Кришна воплотился в образ самой красивой женщины по имени Мохини и Араван женился на ней. После проведённой ночи с женой Араван приносит себя в жертву. Мохини горько оплакивает своего мужа, колотя руками грудь и разрывая свои браслеты. В конечном итоге Мохини исчезает, а бог Кришна возвращается в свой основной образ.

Хиджры видят сакральную связь между собой и преображённым в Мохини богом Кришной. Ежегодно в мае-апреле небольшой городок Кувагам в штате Тамил Наду преображается. Со всей страны сюда съезжаются хиджры, чтобы принять участие в фестивале, посвящённом Аравану. Фестиваль длится 18-дней - именно столько дней продолжалась великая битва. В начале фестиваля верующие воссоздают историю женитьбы Аравана. Многочисленные хиджры изображают Мохини-Кришну, вступающую в брак с Араваном. Один день фестиваля посвящён самой битве. За инсценировкой сражения наблюдает укреплённая на высоте голова Аравана. Фестиваль заканчивается похоронами Аравана, хиджры предаются скорби, в ритуальном танце они бьют себя в грудь, разрывают браслеты и, под конец, облачаются в белые траурные одежды.



Голова Аравана главный участник фестиваля



Три стадии хиджр в образе Мохини: невесты Аравана, скорбящие о его смерти, облаченные в белую траурную одежду

Хотя Араван это божество лишь Южной Индии, сам фестиваль в его честь стал местом общения хиджр со всей страны.  Здесь им рассказывают об их правах и возможностях социализации в современную жизнь Индии. Также организуются семинары по профилактике инфицирования ВИЧ и СПИД. Во время фестиваля хиджры даже проводят свой собственный конкурс красоты.



Хиджры - победительницы конкурса красоты на фестивале в Кувагаме

В заключении отмечу, что моё изложение индийских  эпосов  крайне примитивно. Но в данном контексте речь была не о них самих, а о том, чтобы с их помощью показать насколько давними являются предания о хиджрах - людях третьего пола -  и почему верования в их сакральные способности глубоко укоренились в Индии.

(c)EIS-gen

третий пол, transgender, хиджры, трансгендер, third gender

Previous post Next post
Up