Международный Олимпийский Комитет (МОК) уже второй десяток лет пытается найти компромисное решение, как соблюсти основной олимпийский принцип в отношении трансгендерных спортсменок, родившихся с мужским полом тела, но считающих себя женщинами. С одной стороны, они не должны быть дискриминированы, но с другой, у них не должно быть изначальных преимуществ перед другими участницами соревнований. Первые правила МОК по этому вопросу появились в 2003 году перед Олимпиадой в Греции. Согласно этому документу трансгендерные спортсменки, сменившие пол до начала полового созревания, допускались к соревнованиям без каких-либо условий (на мой взгляд, это странно, поскольку в те годы изменение пола официально разрешалось только после достижения совершеннолетия). От всех других трансгендерных спортсменок требовалось следующее:
· Обязательная операция по смене пола; принять участие в соревновании можно только спустя два года после удаления яичек
· Длительная гормональная терапия эстрогенами (женскими половыми гормонами)
· Наличие легального документа, подтверждающего женский пол.
В 2015 году МОК выпустил новые правила, сильно отличающиеся от первоначальных. Так вместо легального документа о поле, спортсменка теперь сама может письменно заявить о том, что она является женщиной. Такое послабление объяснялось тем, что во многих странах трансгендерам, даже изменившим пол с помощью операции, новые документы не выдавали. Пол, заявленный спортсменкой, МОК фиксирует на срок 4 года, то есть в отношении спорта никакие изменения в этот период невозможны. Однако самое главное отличие новых правил состояло в том, что отсутствовало требование обязательного удаления яичек и коррекции гениталий. Более того, там отдельным пунктом разъяснялось, что необходимости в подобной операции нет. Так как же избежать изначального преимущества? А вот для этого было введено новое обязательное требование - уровень тестостерона должен быть ниже 10 nmol/L. Этот уровень не должен превышаться как минимум в течение 12 месяцев перед соревнованием. По мнению МОК и МАЛФ (международной ассоциации легкоатлетических федераций, недавно переименованной из IAFF в World Athletics) именно уровнем тестостерона определяется изначальное спортивное преимущество мужчин в сравнении с женщинами. Поэтому трансгендерные женщины должны снизить уровень тестостерона, а этого можно добиться с помощью эстрогенов и антиандрогенов, без удаления яичек. Гормональная терапия эстрогенами у трансгендерных женщин проводится с момента начала перехода до конца жизни. Хотя эстрогены подавляют синтез тестостерона, его уровень все же остаётся намного выше, чем у женщин. Поэтому требуются ещё и антиандрогенные препараты, которые, как следует из их названия, понижают уровень андрогенов (мужских половых гормонов). В качестве антиандрогена WADA разрешает трансгендерным женщинам принимать спиронолактон. Ещё лучший результат дают препараты, являющиеся аналогами гонадотропин-рилизинг гормона, однако они достаточно дорогие и не везде доступны. В любом случае трансгендерные спортсменки должны обращаться в WADA за получением специального разрешения (Therapeutic Use Exemption).
На сегодняшний день известно, что МОК подготовил новый вариант правил. Об этом упомянул медицинский и научный директор МОК Richard Budgett в преддверии олимпиады 2020 года в Токио (из-за пандемии Ковид19 она пока что так и не состоялась). Richard Budgett сказал, что новые правила готовы, но они будут введены после олимпиады в Токио. Похоже, что по крайней мере в ряде видов лёгкой атлетики, уровень тестостерона потребуют снизить до 5 nmol/L, в соответствии с требованиями, которые МАЛФ выработала в отношении спортсменок интерсексуалов. Я подробно рассказывала эту историю, в которую были задействованы арбитражный спортивный суд в Лозанне и даже Верховный суд Швейцарии. Так что не буду повторяться, а те, кому интересно могут посмотреть соответствующие посты:
18. Интерсексуалы в женском спорте. Часть 3 - Гиперандрогенизм
https://eis-gen.livejournal.com/5490.html19. Интерсексуалы в женском спорте. Часть 4 - А так ли безгрешны IAAF и CAS?
https://eis-gen.livejournal.com/5885.html 19 А что делать тем спортсменкам (как трансгендерам, так и интерсексуалам), которые не могут по каким-либо причинам снизить уровень тестостерона? МОК и МАЛФ разрешают в таких случаях принять участие в мужских соревнованиях. Допуск к последним имеют и трансгендерные мужчины. Правда, всем понятно, что в обоих случаях шансы на победу, скажем так, минимальны.
Естественен вопрос, а как много трансгендерных спортсменок? Похоже, что в спорте высоких достижений их пока что немного. На Олимпиаду в Токио было заявлено 11000 участников, среди которых лишь три трансгендерные женщины. Одна из них волейболистка из Бразилии Tifanny Abreu (на фото).
(c)EIS-gen