М.байки (2)

Mar 17, 2006 02:15



Первый блин, кажется, вышел комом. Но мы не привыкли отступать! Только сегодня и только здесь: три истории про академика Виноградова.

Иван Матвеевич Виноградов - блестящий математик в области теории чисел, директор Математического института Академии Наук. С его именем связано много баек. Впрочем, не все они правдивы.

Виноградов и Шафаревич. 70-е годы; Виноградову звонят из КГБ. «Здравствуйте, я имярек. Мы хотели бы поговорить с вами по поводу вашего сотрудника, Шафаревича И.Р.» Страшная угроза в этих словах. Игорь Ростиславович Шафаревич, фактически, основатель алгебраической геометрии, в то время был тесно связан с Сахаровым. Но то, что могли спустить физику-ядерщику, ни за что не простили бы “простому” математику. Отдадим должное Виноградову, он очень быстро сориентировался:

- Нет-нет! - отозвался он, - мы проверяли, он не еврей. - И с этими словами Иван Матвеевич повесил трубку. Это была тонкая игра: слухи об антисемитских взглядах Виноградова были широко распространены; правда, доскональных подтверждений этим слухам нет.

Через считанные секунды звонок повторился:

- Это опять имярек. Игорь Матвеевич, при чем тут национальность? Я хотел сказать вам, что по нашим данным…

- Молодой человек, ну что вы мне сейчас будете рассказывать? - перебивает его Виноградов. - В конце-концов, я лично знаком с его родителями. Говорю вам, он не еврей! - Кладет трубку. Больше не перезванивали.

Виноградов и Сахаров. К слову, академик Виноградов был единственным, кто в 1973 году отказался от настоятельной просьбы подписать открытое письмо против Сахарова. Любопытно как он мотивировал, как он срежиссировал свой отказ. Когда с ним заговорили на эту тему, он деланно изумился:

- Мне Андрей Дмитриевич никогда ничего подобного не говорил. Ни советский строй не ругал, ни атомное вооружение не осуждал. Я убежден, что это клевета! Где вы это слышали?

- Ой, ну об этом все знают, все говорят. Вот и «Голос Америки»…

- “Голоса”?! Ну, что вы как маленький! Вы разве не знаете? - они же всегда врут!

И этот аргумент собеседнику крыть было нечем.

После смерти. После смерти Ивана Матвеевича развернулась извечная подковерно-закулисная борьба. Пошел слух о якобы украденных деньгах института, о чемодане валюты, который пропал из кабинета Виноградова… Позже, конечно, выяснилось, что дело это дутое. Но по началу его воспринимали всерьез. Одного из “подозреваемых”, ученика Виноградова, даже вызывали в КГБ. И молодой лейтенантик вел с ним такой разговор, выдержанный в лучших традициях самого бдительного органа страны:

- Как нам известно, такого-то числа вы вышли из кабинета покойного Ивана Матвеевича Виноградова; и у вас в руках был чемодан. Вы подтверждаете эти данные?

- Д-да… Э-это правда.

- Что вы сделали с содержимым чемодана? - Лейтенант расслабился: эк, он быстро сознался!

- С-сжег на заднем дворе института. - От этих слов у лейтенантика вытянулось лицо. Но допрос необходимо было продолжать:

- А-а-а… Что было в чемодане?

- История математики за последние 50 лет.

- ?!!

Вопрос к читателю: так что же было в чемодане? Ответ: там хранились все доносы и анонимки, которые математики писали друг на друга. Когда они попадали в руки Ивана Матвеевича, он, зачастую и не читая, складывал их в старый чемодан. И за полвека грязи в этом чемодане скопилось не мало; благоразумный ученик решил от нее избавиться.

Вот так вот. Продолжение следует. Следите за рекламой :)

М.байки

Previous post Next post
Up