Знакомство с маньеризмом.

Jun 13, 2011 17:39

          Палаццо Те, Мантуя/ Palazzo Te, Mantova (сентябрь 2009).

Мантуя - город, самые значимые сооружения которого связаны с имененм одной семьи - Гонзага. В 1328 г. Луиджи Гонзага сверг семью Бонакользи, правившую в то время в Мантуе. В 1530 Гонзага стали герцогами мантуанскими. Династия продолжалась до 1707 г.
       От короткого экскурса в историю - к предмету рассказа.  Федерико Гонзага - сын Франческо II и Изабеллы д'Эсте -  построил загородный (в то время, ныне в черте города) дворец, как утверждают историки, для встреч со своей любовницей Изабеллой Боскетти. Молодой герцог - тогда ему было 24 года - поручил постройку и роспись дворца, получившего впоследствии название палаццо Те, молодому же художнику Джулио Романо, считавшегося любимым учеником Рафаэля. Здание построили в 1524 - 1525 гг, но его оформление заняло 10 лет.


1. Восточный (парковый) фасад дворца.
              Ценность этого сооружения определяет, в первую очередь, внутреннее убранство - яркий образец стиля, называемого маньеризмом.
           Дворец в плане представляет собой квадрат с внутренним двором - Cortile d'Onore, созвучно французскому курдонёру.

2. Так выглядит лоджия восточного фасада со стороны внутреннего двора.


3. Внутренний двор (вид с юго-запада).


Пора войти внутрь. Первое (после служебных) помещение, куда попадает посетитель дворца -  комната Солнца и Луны (La camera del Sole e della Luna, № 4):


Декор стен присущ, скорее, классицизму, но есть обратить взор вверх (№ 5):


то перед нами предстает картина с характерными чертами маньеризма. Один ракурс изображения чего стоит!  За колесницей, управляемой Аполлоном (Солнце) спешит экипаж, которым правит Диана (Луна).
         Следующий зал - Конный (Sala dei Cavalli). По всей видимости, такое решение - своего рода дань коневодству, в котором преуспело семейство Гонзага (№ 6):


Ещё один фрагмент того же зала. Стоит обратить внимание на выразительный кессонированный потолок (№ 7):


Наконец, одна из "жемчужин" дворца - зал Амура и Психеи (Camera di Amore e Psiche,). Фреска собственно и изображает бракосочетание этих мифологических персонажей (№ 8) :


Словами описать это "пиршество" плоти невозможно.  Некоторые образы в соответствии с современными нормами вполне могут быть признаны порнографическими (№ 9):


Роспись свода этого же зала (№ 10):


И еще одна фреска с северной стены зала Амура и Психеи (№ 11):


После такого визуального "шока" самое время выйти на воздух - лоджия Давида (Loggia di Davide, № 12):


Лоджия - пространство, которое скрыто за колоннами восточного фасада на фото № 1. Отсюда можно пройти в покои дворца, внутренний двор и парк (в кадре - налево). Перпективу парка эффектно завершает полуциркульная колоннада (№ 13-14
):



Вернемся во дворец - там есть ещё чему подивиться. Комната Ветров (Camera dei Venti, № 15 - 16):




Наконец, подлинный шедевр маньеризма -  зал Гигантов (Camera dei Giganti, № 17):


Тут самое место для ремарки. Любительская фотосъёмка во дворце запрещена, поэтому снимать пришлось украдкой. В зале же Гигантов смотритель(ница) находится постоянно, поэтому для полноты картины следующие две фотографии позаимствованы из Википедии:




Стоит заметить, что и оформление пола в отдельных помещениях заслуживает внимания ( № 18):


В заключение - цитата из Павла Муратова: "... Убранство Палаццо дель Те  мало связано с его архитектурой, строгий фасад его ничем не предваряет тех не признающих никакой меры шуток и не знающих никакого удержа вымыслов, которым предался  Джулио Романо в аранжировке росписей и стукко. Портреты любимых коней мантуанского герцога выступают так неожиданно из стен первой же комнаты, вакханалии, сопровождающие "Свадьбу Амура и Психеи", оглушают нас в главном зале, тела исполинов, перемешанные с глыбами камня и кусками колонн, рушатся в нестройной катаклизме знаменитой sala dei Giganti. И всюду "обманы зрения", удивительные ракурсы, намалеванная архитектура, розливы краски, дерзость выдумки... [...] Палаццо дель Те, во всяком случае, выражает размах дарования этого грандиозного мастера [Джулио Романо], всю творческую щедрость, с которой он сыпал вокруг себя большие идеи и шутовские выдумки...  Палаццо дель Те был воздвигнут не ради того, чтобы в нем жить, но ради одного взгляда, одного мгновения..." ("Образы Италии", т.3, "Север", гл. "Мантуя").

Романо Джулио, маньеризм, Мантуя, путешествия, дворцы, Италия, фотография

Previous post Next post
Up