Виктория и Александр

Oct 31, 2014 19:00



Император Александр II горько вздыхал, когда ему приходилось отчитывать сыновей за "неподходящие" влюбленности - ему самому были прекрасно знакомы эти мучения, он в юном возрасте тоже был безумно влюблен во фрейлину собственной матери Ольгу Калиновскую. И его родители также волновались из-за «неподходящего предмета» Сашиной любви. Николай I писал в то время жене: «Мы говорили [с Х.А. Ливеном] про Сашу. Надо ему иметь больше силы характера, иначе он погибнет… Слишком он влюбчивый и слабовольный и легко попадает под влияние. Надо его непременно удалить из Петербурга…»
Матушка, императрица Александра Федоровна разделяла взгляды мужа. В своем дневнике она записала: «Что станет с Россией, если человек, который будет царствовать над ней, не способен владеть собой и позволяет своим страстям командовать собой и даже не может им сопротивляться?»
Родителям часто кажется, что дети неприспособленны к жизни, слабы и совершенно не готовы принять наследство, заботливо сбереженное и преумноженное для них старшим поколением. Сколько отцов и матерей с тоской задают себе вопрос: «Что будет со страной, с семейной фирмой, с имением, с домом, с лавкой (и т.д., смотря по достаткам и положению семьи), когда все перейдет в руки нашего наследника? Он не справится с этой ношей!» Но приходит день и час, когда судьба, не спрашивая, делает наследника хозяином и, чаще всего, ничего особо страшного не происходит - жизнь идет себе дальше своим чередом.
По прошествии времени, рассматривая сквозь призму истории итоги царствования Николая I и Александра II, как определить, кто был лучшим хозяином для земли русской? Александр Освободитель многим кажется гораздо более значительной фигурой… А его отец? Да вспомним хотя бы слова Тютчева о Николае I:

Не Богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые и злые, -
Все было ложь в тебе, все призраки пустые,
Ты был не царь, а лицедей.



Ольга Калиновская

Влюбленный, юный Александр Николаевич пытался объясниться тогда с отцом, Николаем I: «Ты, наверное, приметил мои отношения с О.К. (О да, царь их приметил, и как еще приметил!) …Мои чувства к ней - это чувства чистой и искренней любви, чувства привязанности и взаимного уважения».
Увы, но для наследника российского престола эти чувства оказались ненужной роскошью. Из Петербурга Сашу удалили, отправив в европейское путешествие со строгим наказом - обуздать свой нрав и навеки забыть о мадемуазель Калиновской… А если повезет, присмотреть за границей подходящую принцессу, достойную стать невестой наследника русского престола.


Цесаревич Александр в 1839 году

Путешествуя по европе, цесаревич Александр посетил и английскую столицу и, естественно, был принят при королевском дворе. Дело происходило в далеком 1839 году.
А королева Виктория, с юных лет помнившая об интересах монархии, как раз была озабочена выбором мужа. Его ожидала, увы, не королевская корона, а скромное положение принца-консорта при венценосной супруге.



Королева Виктория

Виктория была в те годы, конечно, не той грузной старухой с недобрым взглядом и безнадежно испорченной многочисленными родами фигурой, дамой, слишком много испытавшей в своей жизни, чтобы сохранить очарование (какой она стала к концу своего царствования и какой ее часто представляют по распространенным портретам и мемуарам поданных).


Королева Виктория

Юная двадцатилетняя Вики считалась не просто миловидной, но и красивой девушкой - стройная, статная, с открытым взглядом, с располагающей улыбкой, демонстрирующей красивые «жемчужные» зубки, с пепельными волосами, элегантно обрамляющими точеное лицо…
Александр Николаевич влюбился.
Его адъютант, полковник С.А. Юрьевич, побывавший вместе с царевичем на придворном балу, данном королевой для высокого гостя из России, записал в своем дневнике: «На следующий день после бала наследник говорил лишь о королеве… и я уверен, что и она находила удовольствие в его обществе».
Через пару дней полковник Юрьевич приходит к еще более определенным выводам: «Цесаревич признался мне, что влюблен в королеву, и убежден, что и она вполне разделяет его чувства…»


Королева Виктория

Виктория со своей стороны тоже вполне отдавала себе отчет в собственных настроениях: «Я совсем влюблена в Великого князя, - писала она в дневнике, - он милый, прекрасный молодой человек…» Королева пользовалась относительной свободой и могла себе позволить проводить много времени с гостем. Светские развлечения, совместные конные прогулки, охоты, чаепития с дружескими беседами, посещения старинных замков... Александр задержался в Британии дольше, чем планировалось. Воспоминания о фрейлине Калиновской, как о предмете страсти, быстро растаяли.
Увы, по мнению русского императора Николая I этот роман был еще более неподходящим для его сына, чем увлечение фрейлиной.
Разве для того в России выращивают наследников престола, чтобы отдавать их в примаки в чужую империю? Нет уж, принц-консорт - титул не для Романовых! Цесаревичи в Петербурге и самим нужны, пусть Лондон никаких планов на великих князей не строит…
По настоянию отца великий князь Александр Николаевич уехал, оставив Виктории на память овчарку Казбека, которая всю свою собачью жизнь проходила в любимицах королевы… Роман Саши и Вики так и не состоялся. Увы, интересы двух монархий взяли свое - Александр женился на Гессен-Дармштадской принцессе, Виктория тоже нашла другого достойного кандидата на роль принца-консорта.



Императрица Мария Александровна, супруга Александра II

Шли годы, давняя любовь, казалось бы, забылась… Но российская императрица Мария Александровна, занявшая место рядом с Александром Николаевичем, и рожденные ею дети казались английской королеве такими неприятными… Обычная женская ревность? Без сомнения.
Редкой отвергнутой даме понравится ее счастливая соперница и дети, которых та подарила неверному возлюбленному.
Сорок лет спустя, во второй половине 1870-х политические интересы Великобритании и России снова пересеклись, и Александр II, раздражаясь на действия английской королевы, отзывался о бывшем предмете нежной страсти в следующих выражениях: «Ах, эта упрямая старая карга!», «Ах, опять эта старая английская дура!»


Александр II

Стареющие мужчины часто склонны считать своих ровесниц настоящими старухами, в то время как самих себя - моложавыми красавцами.
«Старая английская дура» надолго пережила предмет своей юношеской влюбленности. Александра Николаевичаждала страшная смерть -  при молчаливом одобрении «прогрессивной общественности» России, императора взорвали «бомбисты» из «Народной воли» в 1881 году…



А королева Виктория дожила до бурного ХХ века и ушла горько оплакиваемая подданными, оставив своей стране и миру память о благословенной «викторианской эпохе» и успев выдать свою любимую внучку Аликс за Ники, любимого внука неверного Александра, юношу, которому было суждено стать последним императором России.
Ревнивую нелюбовь к Романовым мудрая Виктория на третье поколение царской семьи распространять не стала и «внучатого» зятя приняла милостиво.


Дочь Александра II Мария Александровна

Но вот Мария Романова, дочь Александра II, ставшая герцогиней Эдинбургской, невесткой королевы Виктории в 1874 году, приняла на себя весь груз сложного отношения свекрови к русскому императорскому семейству. Виктория относилась к ней подчеркнуто сухо и не упускала случая прочитать нотацию или «поставить на место»… (Может быть, Мария Александровна была слишком похожа на мать, Гессен-Дармштадскую принцессу Марию, счастливую соперницу Виктории на любовном фронте?)
Герцогиня Эдинбургская частенько сбегала от своего чопорного английского семейства на родину, в Россию, чтобы погреться душой у семейного очага старшего брата. «Приезжала она часто, - вспоминала дочь Александра III Ольга, - у нее постоянно были нелады со свекровью».
И добавляла: «Я любила тетю Марию; не думаю, чтобы она была очень счастлива. Но в Петергофе она отдыхала от своих забот».

Дом Романовых, история России, королева Виктория, Николай I, королевские дома, Александр II, Англия

Previous post Next post
Up