Оригинал взят у
elena_kolbasa в
Экскурсия в частный старинный купеческий особняк «Москва ямская и купеческая».В субботу мы отправились на прогулку с любимым нашим проектом «Иди и смотри» и автором проекта Натальей Леоновой.
Перечень экскурсий можно посмотреть на сайте. Встречались мы на станции метро «Римская».
Было интересно узнать, что во времена пчеловода была договоренность, сделать в Москве одну станцию, которая бы ассоциировалась с Италией, а в Италии сделать одну станцию, которая бы напоминала о Москве.
На удивление, мы свое слово сдержали, появилась станция «Римская». В Италии же станций, связанных с Москвой, не появилось.
Станция напоминает самолет с иллюминаторами, выполнена она при участии итальянских архитекторов, открыта в 1995 году.
Вот этих младенцев, Ромула и Рема, сделал Леонид Берлин.
Никто не знает, кто из двоих детей Ромул, а кто - Рем. Тайну эту скульптор унес в могилу. Скульптуры подкрашивают, но, тем не менее, они давно выглядят печально.
Себя Леонид Берлин тоже увековечил.
Сначала я не поняла, что значит Берлин - Римская, потом поняла, что это фамилия скульптура, ударение на первом слоге, БЕрлин.
За спиной младенцев - водный каскад. Ходят слухи, что этот фонтан образовался естественным образом, потому что никак не удавалось ликвидировать протечки при строительстве. Было принято решение ввести воду в эту скульптурную композицию.
Наконец, вся группа в сборе и мы выходим на поверхность.
Станция расположена в самом центре старого, сформировавшегося ещё в средние века московского района. Он именовался Рогожкой, или Рогожской слободой, и был известен как традиционное место обитания русских староверов.
При выходе из метро мы видим часовню «Проща» Спасо-Андроникова монастыря.
На Руси был обычай: на месте прощания с отходящими путниками ставить часовни. Проща - это народное название многих часовен, стоящих у городских застав (в данном случае - у Рогожской заставы).
По преданию на этом месте преподобный Сергий Радонежский, отправляясь в Нижний Новгород в 1365 году, простился со своим учеником, основателем Спасо-Андроникова монастыря преподобным Андроником.
Мы поворачиваем на улицу Школьная.
Школьная улица находится в районе Рогожской Заставы.
Большая часть улицы - пешеходная зона. В 1980-х годах была мысль сделать из нее второй Арбат. Но грянула перестройка, денег не хватило, поэтому здания отреставрировали, и на этом всё закончилось.
Протяженность улицы всего 700 метров. Здесь сохранились здания постройки 19 века, а некоторые и конца 18 века.
До революции улица называлась Тележной, потом 1-й Рогожской, название которой было связано с её расположением в Рогожской ямской слободе. Однако в 1923 году советская власть посчитала, что москвичи мало "просвещены культурно", и улица получила своё современное название. Школы на ней никогда не было.
Дома 12 - 48 объявлены памятником истории и культуры «Ансамбль Рогожской ямской слободы». Эти дома относятся к XIX веку, в них останавливались обозы, шедшие по Владимирской дороге. Дома имеют сходное строение - два этажа и обязательные ворота для лошадей.
Колышки рядом с воротами регулировали движение лошадиных повозок, тем самым телеги не бились о дом.
Заходим во двор одного дома.
Со двора очень даже симпатично, здесь находятся офисы.
Дом №26 мне очень понравился. В этом доме находился бар "Филадельфия" из сериала канала ТНТ "В Москве всегда солнечно".
Дома, в которых жили староверы, помечались крестами.
«Рогожская застава была одною из самых оживлённых застав. Все прилегающие к ней улицы и переулки были сплошь заселены ямским сословием и спокон веков живущими здесь купцами и мещанами. Большинство этих обитателей принадлежало к Православной Старообрядческой вере, сохраняющей обряды со времен крещения Руси.»
Об этом писал Богатырев Павел Иванович - русский артист оперного театра (1849-1908).
Он родился в Рогожской слободе в Москве в семье старообрядцев.
Павел Иванович закончил Мещанское училище в 1863 году, а в 1874-м дебютировал, как певец, на сцене Киевского городского театра в опере «Иван Сусанин».
Вернувшись в Москву, он пел в Большом театре.
Павел Богатырев - автор воспоминаний «Московская старина», которыми пользуются все историки и краеведы.
Раньше на этой улице было много трактиров, потому что останавливающимся купцам и торговцам требовалась еда.
Ныне на этой улице всего два кафе: одно в самом начале, второе - в конце.
Вид со Школьной улицы на вид на Андроньевскую площадь.
Как вам эта оригинальная задумка? Мне нравится.
Православный храм преподобного Сергия Радонежского располагается в Рогожской слободе. Церковь была основана в 17 веке, сильно пострадала во время войны 1812, с приходом советской власти была закрыта на длительный срок. Храм был возвращен прихожанам лишь в 1990 году после масштабной реставрации.
Главными святынями церкви являются икона Божией Матери «Утоли моя печали», а также икона святого праведника Иоанна Кронштадтского с частицей его мощей.
Эта фотография, сделанная Толей, мне очень нравится.
Это еще один старый район, когда-то он назывался Алексеевская слобода.
Эти места связаны с знаменитыми купцами Зубовыми, Морозовыми, Зимиными, Коновыми, Алексеевыми, Коншиными, Перловым и другими. Очень многие из них были друг с другом в родственных отношениях.
Это один из немногих районов города, которые пощадила революция и перестройка.
Храм святителя Алексия митрополита московского в Рогожской слободе.
Слобода получила свое название по церкви святителя Алексия, митрополита Московского, построенной, по преданию, на месте, где была разбита палатка святителя Алексия при посещении им Спасо-Андроникова монастыря.
Напротив храма есть дом матери. Здесь женщины, которые родили детей и которым некуда идти, могут жить какое-то время.
Как обычно, самое интересное можно найти в тихих московских двориках.
Улица Солженицына, дом 29/1.
Дом много раз менял своих хозяев. После 1812 года он перешел к Алексеевым, династии купцов и промышленников. Но на сегодня главное заключается в том, что сын Сергея Алексеева - Константин Сергеевич Алексеев родился в этом доме и прославился позднее, но уже под именем Станиславского.
Улица Солженицына, № 36 стр. 1 - двухэтажный особняк купца Васильева Степана Кузьмича в стиле модерн. Главный дом городской усадьбы, кон. XVIII - XIX вв.
Дом № 27 - городская усадьба А. А. Морозова - Н. А. Алексеева, XVIII - начало XX веков. В 1905 году флигели и жилые корпуса перестроены для бесплатных квартир Московского Купеческого общества.
С 1963 года в здании находится ВНИИ биосинтеза белковых веществ.
Фабрика Алексеева Сергея Владимировича, отца Станиславского.
На фабрике называлась «волоченого и плащеного золота и серебра», на ней изготавливали тончайшую проволоку, блестки для выделки золототканых изделий и драгоценных украшений. Порядки на фабрике были патриархальные.
Хозяева не только поименно знали своих рабочих, но и обращались с ними очень уважительно.
28 рабочих трудилось у Алексеевых на фабрике в 90-х годов 18 века, при этом перерабатывалось более 14 фунтов золота и 16 пудов серебра.
При выработке изделий из драгоценных металлов на руках рабочих бывало товара на много тысяч рублей, но между тем не известен был ни один случай кражи.
Много лет проработал Константин Сергеевич Станиславский на фабрике отца, стал одним из директоров. Для изучения усовершенствованных машин он не раз ездил во Францию.
Занимаясь днем семейным делом, вечерами Станиславский играл в Алексеевском театральном кружке. Константина признавали лучшим актером-любителем.
Ныне это здание передано одному из лучших театров Москвы - «Студии театрального искусства» («СТИ») под руководством Сергея Женовача.
Я посмотрела в этом театре все спектакли.
А тут увидела информацию в новостях театра: «В этом году мы выпустили премьеру - спектакль «Кира Георгиевна» по повести В.П. Некрасова на малой сцене, приступили к репетициям «Мастера и Маргариты».
Значит, мне обязательно надо сходить на «Киру Георгиевну». А уж «Мастера и Маргариту» в этом театре буду ждать с нетерпением.
Пока мой лучший «Мастер» - в театра на Юго-Западной. Постановку Любимова Ю.П. со старой гвардией Таганки я не оцениваю, потому что это вне конкуренции.