Знаменитые московские парфюмеры. Торговый Дом "А. Сиу и Ко"

Jul 10, 2013 02:02

Как-то раз, уже давольно давно, мы с приятельницей ехали в метро и болтали о своем, о девичьем... Стук колес заглушал разговоры, но в какой-то момент состав остановился, и в наступившей тишине отчетливо прозвучал голос моей приятельницы, которая мечтательным тоном произнесла: "Я так люблю большевистский идеал!"... Имелся в виду торт "Идеал" кондитерской фабрики "Большевик". Но пассажиры в вагоне как-то вздрогнули и стали коситься на двух любительниц большевизма, направляющихся, вероятно, на какой-нибудь митинг.
Между тем, фабрика "Большевик" когда-то выпускала не только кондитерские изделия, но и элитную парфюмерию, и была основным производством Торгового Дома "А. Сиу и Ко".


Этикетки одеколона "Запах женщины" Товарищества "А. Сиу и Ко". На этикетке справа латинскими буквами обозначено "Большевик" (бывш. "А.Сиу и Ко"), видимо, одеколон готовили на экспорт

Молодой француз Адольф Сиу в 1850-х годах приехал в Москву работать на одной из зарождающихся парфюмерных фабрик. Продолжая трудиться на фирме, с которой он был связан контрактом, в 1855 году Сиу решил основать собственное дело - маленькую кондитерскую на Тверской. Основные хлопоты легли на плечи его жены Эжени, ведь Адольф был занят еще и службой. Заведение Сиу было небольшим, там работали только один кондитер и мальчишка-ученик, которые выпекали пирожные и печенье, ну и верная Эжени... Однако место было выбрано очень удачно - напротив генерал-губернаторского дома, на одной из самых популярных в городе торговых улиц. Да и выпечка у Сиу была отличная! Дело быстро пошло в гору. Маленькая кафешка-кондитерская за несколько лет превратилась в настоящую фабрику, поставлявшую в рестораны и магазины Москвы торты, пирожные, конфеты, шоколад, разные сорта кофе специальной обжарки, мороженое...
В Москве уже было несколько крупных, процветающих кондитерских производств - Бормана, Абрикосова, Эйнема, но Сиу удалось встать в первый ряд производителей кондитерских товаров.


Когда у Адольфа Сиу появились деньги, он смог заняться любимым делом - производством парфюма. Парфюмерия была выделена в отдельное производство, но изготавливалась и продавалась все под той же маркой "Сиу и Ко".



Имея неплохой доход с шоколада и печенья, Сиу мог не заниматься выпуском дешевых сортов мыла и пудры, как другие парфюмеры. Он сразу сосредоточился на элитных, или, как тогда говорили, высших сортах парфюмерии. Правда, все его товары были доступны - принцип коммерческой деятельности Сиу гласил: "Высокое качество - низкая цена".
Чтобы найти свою нишу на парфюмерном рынке, где существовала определенная конкуренция. Сиу сделал ставку на собственную гамму ароматов. Он не воспроизводил сладкие или дурманящие ароматы, похожие на то, что выпускали другие фирмы. Он сделал ставку на холодные, нежные и легкие ароматы, которые нравились дамам с изысканным вкусом.
Его парфюм "Снегурочка" имел большой успех и в Москве, и по всей России.



Но что произвело настоящую сенсацию - это духи "Свежее сено", в которых был воспроизведен аромат свежескошенной травы и полевых цветов, подсыхающих на летнем солнце.
Как истинный француз, Сиу порой давал своим духам названия на родном языке - это было уместно для парфюмерных товаров и отличало их на российском рынке от продукции конкурентов, которые чаще предпочитали русские названия. Зато духи "Инимитабль" ("Неподражаемые") Сиу действительно оставались неподражаемыми. И одеколон "Флореаль" ("Цветочный") никто не путал с "Цветочным" одеколоном Брокара.


Адольф и Эжени Сиу в конце 1870-х годов

"Идеал" у Сиу сначала был не тортом, а названием популярных духов. Элегантный флакон в розовато-желтоватых тонах в красивой овальной коробке и, вероятно, великолепный аромат... Елена Подольская, оперная певица, писала об этих духах: «Ваши духи «Идеал» окружают меня такой восхитительной атмосферой, что, вдыхая их, я хожу, как в грезах благоухающих цветов».
Как и у многих других парфюмерных фирм Москвы, доступная продукция от дорогой отличалась лишь дороговизной флакона. Сиу заказывал небольшие партии элитной упаковки для подарочных вариантов, но основная масса духов разливалась в простые и элегантные флаконы.



Подарочный флакон из серебра для духов Сиу

В 1884 году предприятие Сиу переходит к его сыновьям. Братья решают построить новую современную фабрику по последнему слову техники. Пригласив кузена, они "на троих" регистрируют Торговый Дом "С (семейство) Сиу и Ко". Но название  "А. Сиу" по-прежнему стоит на некоторых товарах, особенно парфюмерных, видимо, фирмы действуют одновременно.



Реклама нового Торгового Дома

На новом предприятии было 20 цехов, к началу 20 века там трудилось 1200 сотрудников. (К 1916 году будет уже 50 производственных корпусов и 1600 рабочих). Кроме кондитерского и кофейного производства, развивалось и парфюмерное, и вновь зародившееся писчебумажное... Фабрика Сиу была первой в Москве электрифицирована; на ней работали мощнейшие и самые современные для своего времени газогенераторные, паровые и нефтяные двигатели. Но со стороны элегантное здание фабрики, залитое электрическими огнями, казалось волшебным замком, и публика, гуляющая в Петровском парке, стекалась к производственным корпусам Сиу на Петербургском шоссе. чтобы полюбоваться на "фабрику будущего".



Предприятия Товарищества "Сиу и Ко" в 1880-е годы

Выпуск парфюмерной продукции постоянно увеличивался. "Сиу и Ко" догоняли своих конкурентов, хотя для них это было не основным производством. Предпочтение по-прежнему отдавалось элитным духам - в начале 20 века Сиу выпускали более 120 разновидностей духов и лишь 30-40 видов одеколона. Мыло и пудра появлялись только в том случае, если для какого-то популярного аромата, например, "Одор ди фемина" ("Запах женщины") готовили целую серию - духи, одеколон, пудру, мыло...
Стать поставщиками Двора (к чему стремились все парфюмеры), Сиу удалось только в 1913 году благодаря... печЕнью, а не духам. Разработанная ими новинка - печенье "Юбилейное" к 300-летию Дома Романовых - имела шумный успех и была благосклонно принята в императорском семействе.



Но печенье печеньем, а парфюмерия Сиу с успехом продавалась по всей стране и за рубежом. Представительства и магазины Сиу были открыты в Санкт-Петербурге, Киеве, Варшаве и других городах. Через Нижегородскую ярмарку огромные объемы продукции уходили в Персию и Китай. Обороты фабрики только с 1913 по 1916 год выросли вдвое - с 2 млн.25 тысяч рублей до 4 млн. 50 тысяч. Среди прочей продукции Сиу много делали и для фронта Первой мировой войны - выпускались не только галеты и шоколад для армейских пайков, но и одеколоны и гигиенические средства. Продукция широко расходилась и в тылу - она продолжала оставаться доступной по цене.



В Москве у Сиу было несколько фирменных магазинов. Кроме того, возчики в экипажах и шоферы на автомобилях с рекламой предприятия осуществляли доставку товаров.



В 1918 году процветающую фабрику национализировали. Декрет о национализации предприятий Сиу подписал лично Ленин. Когда рабочие захватили склады и кассу, в ней было обнаружено 16 млн. рублей. Семейству Сиу удалось уехать во Францию, а национализированное кондитерское предприятие № 3 с трудом перебивалось - производство было запущено, объемы продукции резко упали. В 1920 году фабрике присвоили название "Большевик". Несмотря на это громкое революционное имя фабрика находилась на грани выживания. В 1919-20 году объем производимой продукции составлял 14 тонн, в то время как в 1915 году, даже в условиях военного времени, выпускалось  6 783 тонны.
В годы НЭПа на фабрике возобновился выпуск духов и до 1927 года "Большевик" выпускал какое-то количество парфюмерии по старым рецептам и в старых, дореволюционных флаконах. Потом "Большевику" было приказано сосредоточиться исключительно на выпуске кондитерских изделий, и знаменитые ароматы Сиу "Свежее сено", "Снегурочка", "Флореаль" и другие оказались утраченными.



Печенье "Юбилейное", надолго забытое, было восстановлено только в 1967 году, к 50-летию Октябрьской революции. Но оно долго считалось деликатесом - либо его отправляли на экспорт, либо включали в пайки и продовольственные наборы, распространяемые в отдельных организациях, а в свободную продажу для рядовых граждан оно почти не поступало.
"Большевик" относился к промышленным гигантам столицы, и его продукция в условиях дефицита уходила влет, хотя, надо признать, в целом кондитерские отделы в магазинах Москвы и Подмосковья не стояли пустыми. Дефицит возникал лишь на отдельные виды продукции.



Проблемы у предприятия начались, когда рухнул Советский Союз. В 1993 году разорившийся "Большевик" продали одной крупной западной пищевой компании (название не указываю, чтобы не делать ей лишнюю рекламу), и она более-менее наладила производство. В магазинчике при предприятии всегда можно было купить привычные конфеты и торты, распространялись они и по другим магазинам. Но в 2007 году несчастный "Большевик" снова перепродали, и новые хозяева вскоре объявили, что построят новую фабрику во Владимирской области. Старые корпуса предприятий Сиу, оказавшиеся уже не на окраине, а почти в Центре Москвы, было решено использовать в качестве делового центра.
Печенье "Юбилейное", справившее 100-летний юбилей, выпускают до сих пор, хотя оно очень сильно отличается по вкусу от того, что было в 1970-е годы (и, надо думать, от того, что было выпущено в 1913 году).
А уникальные ароматы Сиу воспроизвести никому так и не пришло в голову...

предприятия, парфюмерия, история Москвы

Previous post Next post
Up