"Фрукт" с родового древа Льва Николаевича Толстого

Jan 08, 2016 14:41



То, что Лев Толстой - литературный гений, факт общеизестный. Также знаменит писатель проповедью непротивления злу насилием и пропагандой утверждения, что физический труд есть необходимое условие добродетельной жизни. Граф сам обожал пороть стерню за плугом... Однако среди его предков и близких родственников было немало авантюристов и вообще людей, живущих не в согласии с кодексом обычной добродетели. Взять хотя Петра Андреевича Толстого, которому Толстые обязаны графским титулом.
К русским родовитым боярам Толстые не относились, происхождением от Рюрика похвастаться не могли, их предок Индрис (Анри де Монс) только в 14 веке пришел на Русь с большим вооруженным отрядом. Тем не менее, к 17 веку Толстые занимали прочное положение при дворе воцарившихся после Смуты Романовых и даже породнились с ними. Окольничий Андрей Васильевич Толстой женился на Соломониде Милославской, двоюродной сестре царицы, первой жены государя Алексея Михайловича. Его сын, молодой стольник Петр Толстой, принадлежавший по матери к клану Милославских, был для царской семьи своим человеком.


Царица Мария Милославская

Овдовев, царь женился вторично на Наталье Нарышкиной, и родня новой царицы - Нарышкины и Матвеевы - принялась отодвигать Милославских с теплых мест. Настоящая война за власть между двумя кланами разгорелась после смерти Алексея Михайловича и его старшего сына, унаследовавшего венец, Федора Алексеевича. События развивались удивительно для Руси - на престол возвели сразу двух государей - юных Ивана и Петра, сына Натальи Нарышкиной, при регентстве старшей сестры-девицы, царевны Софьи. Софья и сама мечтала занять престол полноправно и навсегда, что было на руку всем Милославским. Они постоянно, с момента ранней смерти Федора, провоцировали волнения, кровавые бунты, восстания стрельцов и постепенно подводили к гибели своих политических противников. Петр Толстой во всем Софью поддерживал и даже лично участвовал в разгроме царского дворца, призывая стрельцов бить Нарышкиных... Ему принадлежало авторство провокационного клича: "Нарышкины задушили царевича Ивана!", стоившего немало жизней.



Стрельцы выволакивают из покоев царицы Натальи Ивана Нарышкина на глазах юного Петра

Но как только стало ясно, что Софью ждет поражение, Толстой перебежал в лагерь сторонников Петра. Расплачиваясь за прежние грехи, он стал усердно служить молодому государю, помогать в начинаниях, и даже в боях Азовского похода проявлял примерное мужество. Но Петр, не забывший стрелецкие бунты, долго относился к Петру Толстому прохладно.
Когда царь собрался отправить за границу молодых людей для обучения наукам, военному и морскому делу, Толстой напросился с ними, хотя уже перешагнул порог пятидесятилетия. Он несколько лет провел в Венеции, где изучал кораблестроение и так хорошо освоил языки, что перевел на русский труды Овидия  и Макиавелли.



Петр Андреевич Толстой

Вернулся он совершенным европейцем - в модных камзолах, кучерявых париках, с бритой бородой... И привез с собой молодую любовницу-итальянку редкой красоты, на зависть всему Петербургу... В кораблестроении он не преуспел, но считался отныне большим знатоком чужедальних земель и использовался царем для различных дипломатических поручений - трудных, опасных, а порой и сомнительных, требующих хитрости и изворотливости.

Продолжение следует...

аристократы, Дом Романовых, история России, Петр I, Лев Толстой

Previous post Next post
Up